AD MAIOREM DEI GLORIAM
putnik1 — 13.02.2016Внимательно изучил совместную Декларацию первоиерархов. По вопросам вероисповедным, ясен пень, харей не вышел высказываться, и не буду, а вот с политической точки зрения оценить могу и интересно...
(а) Политичность документа несомненна. Справедливо призывая к акуальной и модной защите христиан Ближнего Востока и Африки от насилия со стороны исламских радикалов (хариджитов), Пастыри ни словом не поминают об аналогичных, но неактуальных и немодных событиях в Косове, где разрущаются древние храмы и подвергается преследованию православный клир, а равно о захватах греко-католиками храмов УПЦ-МП в Галиции и раскольниками-"филаретовцами" в центре Руины.
(б) Выраженная надежда "на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать...", сколь я понимаю, означает признание Первоиерархом РПЦ равноправия УПЦ-МП с "филаретовцами" (при активном участии в их диалоге Костела),
(в) а конкретно "на основе существующих канонических норм", вероятно, можно понимать в том смысле, что примирение УПЦ-МП с "филаретовцами" (естественно, после ухода Филарета) может быть достигнуто (как предлагают т. н. "драбинковцы" - "антимосковское" крыло УПЦ-МП) путем покаяния членов УПЦ-КП и объединения (ценой ухода УПЦ-МП из-под омофора МП под омофор Вселенского Партиарха со ставкой в Стамбуле).
Наконец, - самое, пожалуй, важное, - пассаж о "методе "униатизма" прежних веков", который, в общем, осужден, но с указанием на то, что "церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру к соседями".
Иными словами, после 420 лет категорического отрицания и бескомпромиссной борьбы, стоившей жизни множеству верных, Московским Патриархатом дезавуированы ошибочные взгляды о. Гавриила Костельника и решения Львовского (1946) собора, и признано право как на самостоятельное, под опекой Ватикана существование Греко-Католической Церкви, так и на осуществление ею прозелитической деятельности.
Таким образом, оценивая итоги встречи строго с политической точки зрения, Престол Святого Петра можно поздравить с величайшим после Флорентийской (1449) унии успехом, - а что достигнут он именно в понтификат иезуита, так ведь еще мудрым Петром Скаргой сказано: "Нами на кресах начатое, мы же и завершим".
|
</> |