Acta Diurna -
roman_shmarakov — 03.09.2010
В моей не очень большой квартире канул двухтомник Д. Юма "Англия
под властью Стюартов". Как обычно, пока он не был нужен, он лежал
одновременно везде, а когда я захотел его почитать, распластавшись
на простыне, он поднялся и унес куда-то всю совокупность своих
знаний о несчастном Карле, которую прежде так самоуверенно мне
предлагал. Потерявшаяся книга - как волокно телятины, застрявшее в
зубе: не уймешься, будешь ковырять языком, пока не вытянешь. Вчера
я взялся ковырять языком на предмет Д. Юма, представителя эмпиризма
и агностицизма, родившегося в 1711 году в семье юриста, владельца
небольшого поместья, и без вести пропавшего накануне своего
300-летия. Посетив некоторые уголки своего книжного собрания в
четвертый раз, я понял, что я на окружной и
буду инспектировать оторванный корешок А.А. Зимина бесконечно,
если не обращусь к более прогрессивным методам. Из них я вспомнил
один: кинуть в том направлении, куда предположительно направился
исчезнувший предмет, что-то аналогичное по деньгам. Юма у меня
больше нет, но есть восьмитомник Канта, дающий возможность провести
репрезентативную серию опытов; кроме того, помнится, это Юм
разбудил Канта, когда тот дремал под сенью вольфовской метафизики,
так наверняка Канту будет интересно поговорить с Юмом о его
поведении. Я уже было размахнулся, как одетый
дискобол, "Основами метафизики нравов", как вдруг мне пришло в
голову, что это надо делать не просто так, а с каким-то
приговором, благодаря которому Юм поползет изо всех щелей, а без
которого можно швыряться "Философским наследием" до морковкина
заговенья. Правильных слов я не помнил (раньше всё отыскивалось
быстрее) и достал из шкафа книгу М. Забылина "Русский народ,
его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия", чтобы найти
там что-нибудь вроде "гаданий на потерю эмпирика". Достал - и,
скажу вам, зачитался содержанием. Какие разделы!.. "
Козу в
мешке играть", "
Вскрывание молодых", "
Свадьба с
трубами", "
Косный развод", "
Икать тяжело"
(тут я представил себе каких-нибудь новых серапионов, скорбно
оповещающих друг друга при встрече: "Здравствуй, брат, икать
тяжело"), "
Несчастного в доме не держать" (интересное
кино, а куда его девать? к соседям? так они сами в этом добре,
как в сору, роются), "
Падение полена", "
Предчувствие
тараканов" (а вы говорите - "молчание ягнят", "меланхолия
мандаринов" - ха!..), "
На любовь девушек и всех
людей и проч." (широко), "
Подход к начальству"
(традиционное гимнастическое упражнение), "Скотская клюква"
(конкурирует с выражением Масяни "ублюдская кегля") и т.д. К черту,
думаю, Стюартов этих - что мне Стюарты? о чем они пели? не
знаю совсем - но вот она - Россия, которую мы потеряли - со
вскрыванием молодых под трубные звуки, с тяжелой икотой и
любовью девушек и проч. Коза в мешке начинает и выигрывает.