ACADEMIA. Ольга Попова.
mmekourdukova — 18.11.2011
ACADEMIA. Ольга Попова. "Византийское искусство. Образы и стиль". 1-я лекцияВидео программы из цикла "ACADEMIA". Лекция доктора искусствоведения Ольги Поповой посвящена анализу важнейших типов византийского художественного образа, соответствующих разным сторонам византийского религиозного сознания. Призванное выразить христианское миросозерцание, византийское искусство должно было преобразовать наследие античной классики, составлявшее его основу. Перед мастерами стояла сложная задача: как сообщить образу наибольшую одухотворенность, не отказываясь при этом от классического художественного языка. |
В который раз наткнувшись в ленте на ссылку, послушала-таки Ольгу Сигизмундовну.
Даже не смешно.
Доктор искусствоведения, крупнейший у нас специалист по Византии считается. И вот она берётся обобщить свои обширные знания и рассказать кратко и доходчиво об ОСОБЕННОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА византийского искусства. Повторю ещё раз, если кто не понял: доктор в начале лекции обещает нам именно вот эти особенности, а не что-то другое.
Меня хватило на полторы лекции, хотя ясно всё сделалось уже через двадцать минут. По заявленной теме, в промежутках между бросками в византийскую историю, византийский менталитет, византийскую философию, святоотеческое богословие и основы аскетического мировоззрения, доктор сообщает нам сведения трёх родов:
- либо ложные (как, например, плоскостность, якобы свойственная византийской живописи. Цитата, одна из многих перлов: «каждая вертикаль служит для распластывания формы» - это о складках на мозаиках Равенны. Или утверждение об освещённости формы светом изнутри – тут уж я ржунимагу, извините за ещё одно цитато, о лике Богородицы, сразу после пассажа об ассисте, таком нетварном свете в виде золотых лучей: «Где здесь свет? Никаких отдельных лучей нет! А между тем лицо сияет. А это потому, что здесь свет вошёл внутрь и осветил эту фигуру изнутри»),
- либо факультативные, выдаваемые за всеобщие и полные символического значения (как, например, о золотых фонах и ассисте только на особо святых персонажах – последнее, впрочем, не столько факультативное, сколько ложное),
- либо истинные и не факультативные, но вовсе не являющиеся особенностями художественного языка византийского искусства, а справедливые для гораздо более широких стилистических групп, начиная от академизма и кончая стилистикой американских анимаций.
Это называется – двойка, тема сочинения не раскрыта. Совсем, никак не раскрыта.
А ещё мне понравились ответы доктора на вопросы студентов. Не совсем только уловила, хотели ли вопрошавшие Сигизмундовну нарочно срезать, или же это у них были песни невинности, а срезать получилось само собой.
Один спросил, каких ещё цветов бывали фоны в византийском искусстве. И тётя, только что минут десять сряду вставлявшая юношеству про «золото, только золото! В крайнем случае – белый фон!» рассказала, что фоны бывали также и красными, и зелёными, и тёмно-зелёными, и жёлтыми, и синими, и тёмно-синими. То есть запомните, дети, - есть у византийского искусства такая общая, всеобъемлющая и всепокрывающая особенность – золотой фон, но только эта особенность не всегда ему свойственна.
Другая спросила, как сказалось на византийской стилистике падение Константинополя. В ответ тётя рассказала о том,
Нецыи ещё удивляются, как же так, ах, откуда у молодёжи
Я, кстати, считаю ответственными за весь этот бред Трубецкого-Успенского-Флоренского. То есть не столько Ольгу Сигизмундовну, сколько их. По-моему, в наше время нормальный, не зомбированный заранее человек, даже глупый, даже не очень грамотный, не способен собственными силами прийти к изложенным О. С. выводам об особенностях художественного языка византийского искусства.