ACADEMIA. Ольга Попова.

топ 100 блогов mmekourdukova18.11.2011
ACADEMIA. Ольга Попова.
ACADEMIA. Ольга Попова.

ACADEMIA. Ольга Попова. "Византийское искусство. Образы и стиль". 1-я лекция

Видео программы из цикла "ACADEMIA". Лекция доктора искусствоведения Ольги Поповой посвящена анализу важнейших типов византийского художественного образа, соответствующих разным сторонам византийского религиозного сознания. Призванное выразить христианское миросозерцание, византийское искусство должно было преобразовать наследие античной классики, составлявшее его основу. Перед мастерами стояла сложная задача: как сообщить образу наибольшую одухотворенность, не отказываясь при этом от классического художественного языка.


В который раз наткнувшись в ленте на ссылку, послушала-таки Ольгу Сигизмундовну.
Даже не смешно.

Доктор искусствоведения, крупнейший у нас специалист по Византии считается. И вот она берётся обобщить свои обширные знания и рассказать кратко и доходчиво об ОСОБЕННОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА византийского искусства. Повторю ещё раз, если кто не понял: доктор в начале лекции обещает нам именно вот эти особенности, а не что-то другое.
 
Меня хватило на полторы лекции, хотя ясно всё сделалось уже через двадцать минут. По заявленной теме, в промежутках между бросками в
византийскую историю, византийский менталитет, византийскую философию, святоотеческое богословие и основы аскетического мировоззрения, доктор сообщает нам сведения трёх родов:
- либо ложные (как, например, плоскостность, якобы свойственная византийской живописи. Цитата, одна из многих перлов: «каждая вертикаль служит для распластывания формы» - это о складках на мозаиках Равенны. Или утверждение об освещённости формы светом изнутри – тут уж я ржунимагу, извините за ещё одно цитато, о лике Богородицы, сразу после пассажа об ассисте, таком нетварном свете в виде золотых лучей: «Где здесь свет? Никаких отдельных лучей нет! А между тем лицо сияет. А это потому, что здесь свет вошёл внутрь и осветил эту фигуру изнутри»),
- либо факультативные, выдаваемые за всеобщие и полные символического значения (как, например, о золотых фонах и ассисте только на особо святых персонажах – последнее, впрочем, не столько факультативное, сколько ложное),
- либо истинные и не факультативные, но вовсе не являющиеся особенностями художественного языка византийского искусства, а справедливые для гораздо более широких стилистических групп, начиная от академизма и кончая стилистикой американских анимаций.
Это называется  –  двойка, тема сочинения не раскрыта. Совсем, никак не раскрыта.
 
А ещё мне понравились ответы доктора на вопросы студентов. Не совсем только уловила, хотели ли вопрошавшие Сигизмундовну нарочно срезать, или же это у них были песни невинности, а срезать получилось само собой.
 
Один спросил, каких ещё цветов бывали фоны в византийском искусстве. И тётя, только что минут десять сряду вставлявшая юношеству про «золото, только золото! В крайнем случае – белый фон!» рассказала, что фоны бывали также и красными, и зелёными, и тёмно-зелёными, и жёлтыми, и синими, и тёмно-синими. То есть запомните, дети, - есть у византийского искусства такая общая, всеобъемлющая и всепокрывающая особенность – золотой фон, но только эта особенность не всегда ему свойственна.
 
Другая спросила, как сказалось на византийской стилистике падение Константинополя. В ответ тётя рассказала о том, как изменилась стилистика как и куда эмигрировали художники, какие возникли новые школы и на закуску отмочила следующее (цитата): «Это всё – не византийское искусство. Это подражание византийскому искусству. Нет империи – нет искусства».
 
Нецыи ещё удивляются, как же так, ах, откуда у молодёжи разжижение мозгов отсутствие культуры мышления. На себя посмотрите, академики старого закала. Кстати, если империи (СССР в данном случае) нет, то как обстоят дела с имперской наукой, искусствоведением в частности? Ольга Сигизмундовна есть, а науки имперской нет, или О.С. является-таки представителем имперской науки, или науки и тогда уже не было, или как?
 
Я, кстати, считаю ответственными за весь этот бред Трубецкого-Успенского-Флоренского. То есть не столько Ольгу Сигизмундовну, сколько их. По-моему, в наше время нормальный, не зомбированный заранее человек, даже глупый, даже не очень грамотный, не способен собственными силами прийти к изложенным О. С. выводам об особенностях художественного языка византийского искусства.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Секрет» - один из величайших успехов Франсуа Жуффруа. Когда он представляет его на Салоне де 1839 года, дижонский скульптор выигрывает золотую медаль. Скульптуру купил в 1840 году Луи-Филипп, и её разместили в Люксембургском музее. Впоследствии её широко растиражировали в ...
По роду моей работы мне приходится наблюдать жизнь петербуржцев в их естественной среде обитания (квартирах и домах), т.к. контора где я работаю занимается обследованием жилья.  Наши люди такие разные и одновременно такие одинаковые, что я их люблю. У кого-то страшный бардак и запущенн ...
1. Музыка этой осени: А нет ее, этой "музыки осени" у меня. Радио в машине я не слушаю, так как в пути занимаюсь кое чем другим, на работе не до музыки, а дома музыкой становятся голоса троих наших детей, и от этой музыки мне хорошо! 2. Книга этой осени: Давненько я не брал в руки шашек ...
В эфире продолжение новогоднего конкурса "Елки-палки" 2012! Друзья, прием заявок закончен. Спасибо всем участникам игры за то, что поделились со всем миром кусочком своего Нового года. Мы переходим на следующий этап и начинаем подводить итоги. ...
А почему Российские Императоры всё лезли на Запад? Да потому что, начиная с Петра Великого, были они прожжёными западниками. Как там у Пушкина? "Правительство - единственный европеец в России". Они хотели управлять хоть кусочком, но Европы и ценили свои западные провинции значительно ...