разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом

топ 100 блогов mmekourdukova10.11.2011 В комментах на вчерашнюю запись мне задали очень хорошенький вопрос, приподняв тему, на которую мне уже давно хотелось запостить картинок с мыслями.

разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом   разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом

Вопрос был:

"То, что в представляемой Вами средневековой скульптуре (особенно на девах разумных и не очень) мне регулярно сидром дауна мерещится - это обусловленный нынешними реалиями взгляд или мы чего-то не знаем о том обществе? ))
или это какой-то тогдашний германский тип лиц?...
Мастерство налицо (сейчас и так многие не могут), характеры видны, видно, что это личности - но вот вижу синдромщиков. имхо не может здоровый чел, и тем более для таких ответственных сюжетов/заказов, выбирать _не_норму. "

Вопрос знакомый - несмотря на то, что здесь, в Европе, меня гораздо чаще спрашивают о другом. Стесняясь, конечно, но спрашивают, очень им хочется знать - болели ли все русские мужчины и женщины подряд в  XV - XVI вв. базедовой болезнью? Не может быть, чтобы такие вот раздутые шеи - случайность. Художники ведь уже прекрасно умели рисовать, уже Рублёв был, Дионисий - не могли же они не замечать, что это некрасиво, неприятно - значит, все люди просто именно такими и были?


разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом

Комментатору я ответила совершенно то же самое, что всегда отвечала на вопрос о русских иконах, только заменив русских на немцев:

- Поскольку фотографий немцев в трёх поворотах от XIV - XV вв. у нас не имеется, то судить мы можем только по памятникам. Вернее, чтобы понять, в чём фишка, нужно вообще посмотреть МНОГО памятников доакадемических времён, по всем странам и регионам.
И тогда становится понятно, что антропологические особенности, типаж, свойственный такой-то школе, происходит от ремесленного приёма, от некоего архаического "точка-точка-запятая", постепенно стремившегося ко всё большему сходству с видимым миром (конечно, прежде всего с национальным типом). Те искажения, которые были связаны с ремесленным приёмом (в каждой школе - свои), просто не замечались художниками и зрителями и передавались в процессе обучения ремеслу от мастера к ученику. Это была как бы общая оптика, одни и те же очки.
Отсюда - дауны, базедова болезнь, глаза-щелки, орлиные носы, тяжеленные носогубные складки - в каждой области было что-то своё неприятное для свежего зрителя, но вполне привычное и незаметное для "своих". Постепенно, очень медленно, оно выправлялось, приходя к "нормальному, ничем не больному", хотя тоже опознаваемому, национальному типажу.

И добавлю хотя бы несколько примеров.
Вот, например, неужели все младенцы в Вестфалии в XV страдали от рахита, а женщины - от гипертрофии верхних конечностей?


разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом


А мужчины там же и тогда же - от алкоголизма ?
(обе картинки  -  свежепривезенные мною из Гамбурга, я их, кстати, именно на этот предмет и сфотографировала)


разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом


Так, а здесь? Бонавентура Берлингьери, XIII в., галерея Уффици
Положим, чернущие брови - это всего лишь странность, но седловидный нос у всех персонажей подряд? Неужели все тосканцы в это время страдали от недолеченного сифилиса?

разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом


А эта Мадонна Уголино ди Нерио начала XIV в.?
Неужели все сиенцы имели кожу вот такого зеленоватого оттенка, китайские глазки и тяжёлый гайморит или синузит?


разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом


И, наконец, чтобы предупредить возражения посредством ссылок на классическое и на эллинистическое искусство, где все были здоровы и имели нормальные европеоидные черты лица.
Ну да, к моменту Боговоплощения там действительно все были здоровы и красивы. Но если вспомнить, какой дорожкой греки пришли к своей классике, то мы обнаружим совершенно то же самое - очень серьёзные и для каждой области свои собственные отклонения от нормальных человеческих пропорций. Наводящие на мысли о неприятных личных качествах, пороках и болезнях этих самых архаических греков. 
Вот, пожалуйста - от диагнозов я здесь воздержусь:
Оба куроса - VI в. до н. э., слева - из Лувра, справа - из Мюнхена, ниже - парни из музея Метрополитен, VIII в. до н.э.

разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом   разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом


разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом


Конечно, это не стОлькими картинками следовало бы иллюстрировать. По-настоящему в тему можно въехать, только погуляв в Европе  по мелким музеям и церквам областного и районного значения, прямо подряд. Становится ясно как день, что "болезни" в каждом районе - свои, и заражались ими художники варварских земель от своих учителей, поколение за поколением.

А выздоравливали - да так же, как и греки выздоровели. Тем же путём. Стремясь ко всё более точному сходству с сетчаточным образом видимого мира.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Часть 506 Кошачье Таня неожиданно благосклонно отнеслась к новому жильцу. А вот братец орал матом. И благим, и не очень. И вовсе не благим. А Таня у нас девочка разумная и сказала, что если кот не будет обижать Цири, если они поладят, то пускай живёт. Пока что они друг на друга ...
При Андрее не обсуждаю взрослых, сегодня еле-еле сдержалась. Года два назад Андрей подружился с мальчиком Е. B прошлом году его родители расстались - из-за женщины. Ту женщину я видела летом на дне рождения Е. который устраивал папа - женщина с двумя детьми. И у Е. есть младший ...
Фотографии Сергея Астапова. "Жизнь цветов" и "Жизнь деревьев":    Графика: ...
Пару дней назад дизайнер компании "37сигналов" Джонас Дауни написал прекрасное эссе под названием "Излишняя фрагментация дизайнерских специальностей" (англ.). Почитать: https://m.signalvnoise.com/the-unnecessary-fragmentation-of-design-jobs-d5b9c8621082 Я смеюсь и плачу. Смеюсь, ...
Вообще вопрос сложный и довольно простой одновремнно. Итак писатели, айтишники и прочие тоже люди, и тоже хотят жрать, кроме того каждая работа должна быть оплачена, это понятно. Но при сегодняшней вакханалии авторского права, во первых не они, а посредники получают прибыль, достаточно всп ...