разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом
mmekourdukova — 10.11.2011 В комментах на вчерашнюю запись мне задали очень хорошенький вопрос, приподняв тему, на которую мне уже давно хотелось запостить картинок с мыслями.Вопрос был:
"То, что в представляемой Вами средневековой скульптуре (особенно на девах разумных и не очень) мне регулярно сидром дауна мерещится - это обусловленный нынешними реалиями взгляд или мы чего-то не знаем о том обществе? ))
или это какой-то тогдашний германский тип лиц?... Мастерство налицо (сейчас и так многие не могут), характеры видны, видно, что это личности - но вот вижу синдромщиков. имхо не может здоровый чел, и тем более для таких ответственных сюжетов/заказов, выбирать _не_норму. "
Вопрос знакомый - несмотря на то, что здесь, в Европе, меня гораздо чаще спрашивают о другом. Стесняясь, конечно, но спрашивают, очень им хочется знать - болели ли все русские мужчины и женщины подряд в XV - XVI вв. базедовой болезнью? Не может быть, чтобы такие вот раздутые шеи - случайность. Художники ведь уже прекрасно умели рисовать, уже Рублёв был, Дионисий - не могли же они не замечать, что это некрасиво, неприятно - значит, все люди просто именно такими и были?
Комментатору я ответила совершенно то же самое, что всегда отвечала на вопрос о русских иконах, только заменив русских на немцев:
- Поскольку фотографий немцев в трёх поворотах от XIV - XV вв. у нас не имеется, то судить мы можем только по памятникам. Вернее, чтобы понять, в чём фишка, нужно вообще посмотреть МНОГО памятников доакадемических времён, по всем странам и регионам.
И тогда становится понятно, что антропологические особенности, типаж, свойственный такой-то школе, происходит от ремесленного приёма, от некоего архаического "точка-точка-запятая", постепенно стремившегося ко всё большему сходству с видимым миром (конечно, прежде всего с национальным типом). Те искажения, которые были связаны с ремесленным приёмом (в каждой школе - свои), просто не замечались художниками и зрителями и передавались в процессе обучения ремеслу от мастера к ученику. Это была как бы общая оптика, одни и те же очки.
Отсюда - дауны, базедова болезнь, глаза-щелки, орлиные носы, тяжеленные носогубные складки - в каждой области было что-то своё неприятное для свежего зрителя, но вполне привычное и незаметное для "своих". Постепенно, очень медленно, оно выправлялось, приходя к "нормальному, ничем не больному", хотя тоже опознаваемому, национальному типажу.
И добавлю хотя бы несколько примеров.
Вот, например, неужели все младенцы в Вестфалии в XV страдали от рахита, а женщины - от гипертрофии верхних конечностей?
А мужчины там же и тогда же - от алкоголизма ?
(обе картинки - свежепривезенные мною из Гамбурга, я их, кстати, именно на этот предмет и сфотографировала)
Так, а здесь? Бонавентура Берлингьери, XIII в., галерея Уффици
Положим, чернущие брови - это всего лишь странность, но седловидный нос у всех персонажей подряд? Неужели все тосканцы в это время страдали от недолеченного сифилиса?
А эта Мадонна Уголино ди Нерио начала XIV в.?
Неужели все сиенцы имели кожу вот такого зеленоватого оттенка, китайские глазки и тяжёлый гайморит или синузит?
И, наконец, чтобы предупредить возражения посредством ссылок на классическое и на эллинистическое искусство, где все были здоровы и имели нормальные европеоидные черты лица.
Ну да, к моменту Боговоплощения там действительно все были здоровы и красивы. Но если вспомнить, какой дорожкой греки пришли к своей классике, то мы обнаружим совершенно то же самое - очень серьёзные и для каждой области свои собственные отклонения от нормальных человеческих пропорций. Наводящие на мысли о неприятных личных качествах, пороках и болезнях этих самых архаических греков.
Вот, пожалуйста - от диагнозов я здесь воздержусь:
Оба куроса - VI в. до н. э., слева - из Лувра, справа - из Мюнхена, ниже - парни из музея Метрополитен, VIII в. до н.э.
Конечно, это не стОлькими картинками следовало бы иллюстрировать. По-настоящему в тему можно въехать, только погуляв в Европе по мелким музеям и церквам областного и районного значения, прямо подряд. Становится ясно как день, что "болезни" в каждом районе - свои, и заражались ими художники варварских земель от своих учителей, поколение за поколением.
А выздоравливали - да так же, как и греки выздоровели. Тем же путём. Стремясь ко всё более точному сходству с сетчаточным образом видимого мира.