Абстракции в стиле a la russe
pinup_sss — 11.10.2016Каждый приехавший в Санкт-Петербург турист испытывает потрясение, плавно переходящее в растерянность. На вопрос: «Куда пойти и что посмотреть в первую очередь?» нет однозначного ответа. Невозможны сравнения, в описаниях достопримечательностей используются эпитеты только в превосходной степени: «известнейший», «величайший», «прекраснейший».
Вот и «Русский музей» имеет заслуженную репутацию «крупнейшего в мире собрания произведений национального искусства».
Идея создания в столице государственного музея русского искусства принадлежала императору Александру III - страстному коллекционеру и патриоту. Основой собрания Русского музея стали произведения, полученные из Эрмитажа и Академии художеств, а так же из частных коллекций. С момента основания и до наших дней коллекция пополняется новыми экспонатами и сейчас их число составляет примерно 400 000.
Эта обширная экспозиция представлена в нескольких зданиях: Михайловском, Строгановском, Мраморном дворцах и Михайловском замке. Но даже эти огромные выставочные пространства вмещают на более 2% коллекции музея.
Кроме знакомства с постоянной экспозицией музея его посетители могут увидеть художественные произведения, представленные на периодически организуемых выставках. Сейчас в Корпусе Бенуа проходит выставка «Василий Кандинский и Россия», впечатлениями о которой я хочу с Вами поделиться.
Я, признаюсь, не отношусь к поклонникам абстрактного искусства, я его не понимаю. Но организаторы выставки сделали всё, чтобы показать как можно доступнее путь Кандинского к абстракционизму. На стенах залов, кроме художественных работ, размещены стенды с цитатами из записей художника. Он словно разговаривает с посетителями, делится мыслями и впечатлениями.
Да, немного похоже на книжку с обилием иллюстраций. Но, на мой взгляд, это очень верный приём для ознакомления каждого с творчеством этого необычного художника.
Вот что пишет Кандинский, посетивший крестьянскую избу во время экспедиции в Вологодскую губернию в 1889 году,: «Когда я, наконец, вошел в горницу, живопись обступила меня, и я вошел в нее. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно <�…> Вероятно, именно путем таких впечатлений во мне воплощались мои дальнейшие желания, цели в искусстве. Несколько лет занимало меня искание средств для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся <�…>».
И мне представляется отличной идеей организаторов включить в экспозицию выставки расписные прялки, лубки. Это хоть немного позволяет приблизиться к пониманию того, что же так восхитило Кандинского в деревенской избе, которая для нас, современных горожан, непредставима совершенно.
От зала к залу можно проследить, как меняются работы, как чёткие контуры стен и крыш крестьянских домиков уступают место хаосу линий и цветовых пятен. Художник признаётся, что как-то в лунном свете увидел свою картину, стоявшую прислонённой к стене, и был потрясён её завораживающей глубиной. Утром выяснилось, что изображение было повёрнуто на бок, и Кандинский пришёл к выводу, что конкретика - это не его. И стал основоположником асбстракционизма:)
И у меня для вас хорошая новость: в октябре и ноябре каждый четверг с 13:00 до 21:00 жители Петербурга и гости города могут совершенно бесплатно посетить «Русский музей». Такая возможность у нас есть благодаря социальному и культурному проекту «Искусство сохранять», который Сбербанк запустил в честь своего 175-летия. Представляете? Для вас широко распахнуты двери Михайловских дворца и замка, Мраморного и Строгановского дворцов и корпуса Бенуа. Лично я нахожусь в затруднении, как только что приехавший в Петербург турист: куда мне податься в первую очередь?!
|
</> |