Абхазские зарисовки. Новоафонский монастырь — 2
uctopuockon_pyc — 23.12.2022Продолжение, начало — https://www.livejournal.com/post?draft=https://cand-orel.livejournal.com/d22492.html
К истории Новоафонского монастыря...
Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.
В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалёку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.
В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
В апреле 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе управляющего Абхазской церковью иерея Виссариона Аплиаа направил в монастырь нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), что вызвало крайнее недовольство прежнего настоятеля иеромонаха Андрея (Ампара). Последний отказался подчиниться этому решению, обвинил иерея Виссариона в «тайном сговоре с Московской патриархией, целью которого стала смена власти в монастыре Симона Кананита в Новом Афоне», а также в том, что иерей Виссарион «единолично, тайком от христианского народа Абхазии, решает судьбы храмов и монастырей Абхазии».
На стихийном церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения:
1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви.
2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбара), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджала).
3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампару), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.
Иеромонаха Андрея (Ампара), за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.
Ряд абхазских прихожан в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова) «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».
2 октября 2013 года по представлению иеромонаха Андрея (Ампара) Советом Священной Митрополии Абхазии на Давида (Сарсания) возложены обязанности наместника монастыря святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Как сообщает абхазское информагентство: «Иеродиакон Давид (Сарсания), возвратившийся из монастыря Агиу Павлу со Святой Горы Афон, будет восстанавливать духовную жизнь обители в соответствии со Святогорским уставом и традициями, утраченными за последние десятилетия».
Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.
Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.
И несколько слов о самом городе и его истории...
Новый Афон (абх. Афон Ҿыц, груз. ახალი ათონი, греч. Νέος Άθως) (с 1875 года; ранние названия — Трахея, Псырцха, Анакопия) — город в Абхазии, в Гудаутском районе частично признанной Республики Абхазия, согласно административному делению Грузии — в Гудаутском муниципалитете Абхазской Автономной Республики, расположенный в 80 километрах от российской границы. Находится на побережье Чёрного моря.
Город имеет древнюю историю. Первые упоминания о нём относятся к III веку — уже тогда Анакопия (Трахея) была крупнейшим торговым пунктом. Раскопки показывают высокий уровень материальной культуры жителей Анакопии. В V веке абхазы построили на Апсарской (Иверской) горе крепость (Анакопия).
В конце VII века построена внешняя линия стен крепости.
В конце VIII века абхазский владетель Леон II, воспользовавшись внутренними смутами в Византии, объявил себя независимым абхазским царём. При нём Анакопия стала столицей Абхазского царства и оставалась ею до перенесения царской резиденции в город Кутаиси.
В 1027 году после смерти грузинского царя Георгия I в Анакопии поселилась его вторая жена осетинская царевна Алда со своим сыном Дмитрием, сводным братом царя Баграта IV. В 1032 году оппозиционная царю феодальная группировка попыталась свергнуть Баграта, а на его место воцарить Дмитрия. После провала заговора Дмитрий бежал в Константинополь, а Анакопию сдал византийцам. В 1045 году Анакопию покинула Алда, бежавшая в Осетию после неудачной попытки сына овладеть Грузией с помощью Византии. Весной 1046 года Баграт IV осадил Анакопию, но вынужден был отступить. Крепость была взята лишь его сыном и преемником Георгием II в 1073 году, когда, по словам летописца, «были освобождены захваченные греческими насильниками крепости. Была отобрана у греков Анакопия, главная среди крепостей Абхазии».
В 1027 году после смерти грузинского царя Георгия I в Анакопии поселилась его вторая жена осетинская царевна Алда со своим сыном Дмитрием, сводным братом царя Баграта IV. В 1032 году оппозиционная царю феодальная группировка попыталась свергнуть Баграта, а на его место воцарить Дмитрия. После провала заговора Дмитрий бежал в Константинополь, а Анакопию сдал византийцам. В 1045 году Анакопию покинула Алда, бежавшая в Осетию после неудачной попытки сына овладеть Грузией с помощью Византии. Весной 1046 года Баграт IV осадил Анакопию, но вынужден был отступить. Крепость была взята лишь его сыном и преемником Георгием II в 1073 году, когда, по словам летописца, «были освобождены захваченные греческими насильниками крепости. Была отобрана у греков Анакопия, главная среди крепостей Абхазии».
В XIII—XVI веках на территории Нового Афона существовала генуэзская колония Никопсия. До нашего времени сохранилась генуэзская башня, входившая в комплекс береговых укреплений.
В XVII—XVIII веках в Анакопии стоял турецкий гарнизон, но турецких построек этого времени здесь нет.
В 1874 году в долину реки Псырцхи прибыли русские монахи из Пантелеймоновского монастыря Старого Афона в Греции, которые в 1875 у подножия Афонской горы основали монастырь, названный Ново-Афонским Симоно-Канонитским.
Во время русско-турецкой войны 1877—78 года строительство монастыря было приостановлено, постройки разрушены турками, возобновлено возведение в 1879 году.
В 1880 году монахи построили винодельческий завод.
С этой точки как раз видна Анакопийская крепость (груз. ანაკოფია) — оборонительное сооружение, расположенное на Иверской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление Восточного Причерноморья:
В конце VII века при непосредственном участии византийцев, встревоженных вторжениями арабов, возведена основная линия стен.
Во второй половине VII века, на вершине Иверской горы, греческими монахами возводится небольшой однонефный храм.
VII—VIII вв. — на склоне горы построен второй храм.
В 736—737 годах Мурван-ибн-Мухаммед с 60-тысячным войском арабов осадил крепость, где у абхазского эристава Леона (дядя будущего абхазского царя Леона II) укрылись картлийские цари Мир и Арчил. Обороняли Анакопию тысяча картлийскийх и две тысячи абхазских воинов. По словам грузинского летописца среди арабского войска началась эпидемическая болезнь желудка, унёсшая за несколько дней жизни 35 тысяч человек. Три тысячи арабов погибли во время штурма крепостных стен, но Анакопия так и не была взята. Запланированный Марваном поход в тыл Византии через Абхазию в обход Чёрного моря провалился.
В 788 году арабский полководец Сулейман ибн Исам неудачно пытался осадить крепость западнее Анакопии и в итоге так и не пошёл на неё.
В середине XI века выстроена 4-этажная Главная Восточная башня как главный наблюдательный пункт и последний рубеж обороны местной знати.
В XIV веке в Анакопии обосновались генуэзцы, которые построили в нагорной крепости четырёхэтажную дозорную башню, облицованную хорошо подогнанными гладкими камнями.
В конце XIX века новоафонской монашеской братией построена выложенная камнем дорога, нагорная крепость окружена каменными террасами, построены здания часовен, гостиницы, станции канатной дороги.
В 2008 году, к 15-летию Дня Победы в Отечественной войне Абхазии, завершилась реставрация Главной восточной башни, производимая Анакопийским Национальным заповедником.
Занимаемая крепостью территория: 450×150 метров.
Со стороны южного пологого склона стена укреплена семью башнями: квадратными в менее доступных местах и круглыми там, где к башням могли быть подведены стенобитные машины.
Стены нагорной крепости возведены из крупных, хорошо обработанных блоков известняка. Крепостные ворота образованы тремя известняковыми монолитами и приподняты высоко над землей; в крепость можно было попасть только по приставной деревянной лестнице.
Форма и расположение западной круглой башни, защищавшей подступы к главным крепостным воротам, позволяли вести из неё обстрел противника под углом почти в 290 градусов.
В крепости, на вершине горы, находится искусственный неиссякаемый колодец глубиной 3,9 м, площадью 5×3,5 м, c полезным объёмом 68 м3, предположительно, сооруженный в древности строителями Анакопии.
Возвращаясь к истории города и монастыря...
Строительство монастыря было, в основном, закончено к 1896 году.
Всего к 1900 году на устроение своей кавказской отрасли русская афонская обитель Св. Пантелеимона потратила около 1,5 миллиона рублей.
В 1888 году монастырь посетил Александр III. В честь этого события, на месте встречи царя с настоятелем монастыря, монахи построили часовню и разбили Царскую аллею.
В 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа.
В 1880—1910 годах монахами были построены узкоколейная железная дорога на Афонской горе, канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы, плотина на реке Псырцхе с одной из первых в России гидроэлектростанцией. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. На склонах гор монахи разбили фруктовые сады, в которых выращивали яблоки, мандарины, оливки и даже бананы.
В 1924 году правительство Советской Абхазии закрыло Ново-Афонский монастырь за контрреволюционную агитацию. Позднее его здания использовались как склады, пансионат, кинотеатр. Вновь монастырь открыл свои ворота лишь в 1994 г. В 2004—2010 г. на средства Русской Православной Церкви в монастыре проводились масштабные ремонтно-реставрационные работы.
В 1947 году в Новом Афоне построена так называемая государственная дача, на которой неоднократно отдыхал И. В.Сталин, а также другие руководители СССР. В настоящее время там действует музей, проводятся экскурсии.
В 1975 году в Новоафонской пещере открыта Новоафонская пещерная железная дорога. Она предназначена для доставки туристов в пещеру внутри Апсарской (Иверской) горы во время курортного сезона (с мая по ноябрь). Имеет длину 1,3 км и 3 станции: «Входные ворота», «Зал Апсны» (до 1992 — «Зал Абхазия») и «Зал Анакопия» (до 1992 — «Зал Тбилиси»).
Во время грузино-абхазской войны 1992—93 года Новый Афон сильно пострадал от обстрелов грузинской артиллерии. В городе был сформирован Афонский батальон абхазской армии. На территории монастыря действовал военный госпиталь.
30 сентября 2002 года состоялось открытие мемориального памятника-музея, посвящённого погибшим во время грузино-абхазской войны 1992—93 года.
В 2008 году в ходе реставрационных работ восстановлена дозорная башня Анакопийской крепости.
|
</> |