Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

топ 100 блогов uctopuockon_pyc27.04.2023

 28.09.2022

В прошлой прогулке мы посетили Монастырь святителя Иоанна Златоустого — Команский монастырь (https://cand-orel.livejournal.com/2669537.html и https://cand-orel.livejournal.com/2673639.html), и в рамках всё той же обозначенной карты сейчас посещаем Источник святого Василиска

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Недалеко от Каманского монастыря, на холме находится гробница и храм святого славного мученика Василиска. Этот римский воин-христианин, в 308 году был сослан в Абхазию, на границу Римской империи.

По преданию, язычники, конвоировавшие Василиска, привязали его к засохшему дубу, стоявшему у подножия огромного холма, и оставили под палящими лучами солнца на мучительную смерть от жажды.

— Пусть твой Бог напоит тебя! — смеялись язычники.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

И тогда Василиск обратился с молитвой к Богу, и Бог услышал его: земля заколебалась, и из скалы забил источник. А также и сухой дуб ожил, зазеленел листвой, и с него полились струи воды, омывая лицо и тело Василиска, насытив его иссохшие губы влагой.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Святой мученик Василиск Команский родился в последней четверти III века в селении Хумиалон . Это село располагалось рядом с Амасией и приблизительно в 9 км к северу от города Команы Понтийские . Св. Василиск приходился племянником св. мученику Феодору Тирону, который также родился в пределах города Амасия и вырос в том же Хумиалоне. После смерти правителя Амасии Пуплия, при котором св. Феодор Тирон принял мученическую кончину, новым начальником (игемоном) Амасии был назначен Асклипиодот, фригиец родом, который, придя в Амасию, подверг христиан гонениям. Это происходило во времена соправления Римской империей августов Максимиана и Максимина, т. е. между 308 и 310 г.г.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

После оглашения в Сенате города Амасия актов св. Феодора Тирона, в которых были изложены события, связанные с исповеданием им христианской веры и его мученической кончиной, правитель Асклипиодот заинтересовался дальнейшей судьбой упоминавшихся в этих актах св. мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Они, как выяснилось, находились под стражей в Амасии. Асклипиодот дал указание привести их к нему. Клеоник и Евтропий были родными братьями, родом из Каппадокии . Они вместе со св. Василиском были воинами и соратниками св. Феодора Тирона. Игемон Асклипиодот потребовал от св. Евтропия, чтобы он вместе с Клеоником и Василиском совершил жертвоприношение в честь языческих богов и римских императоров.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Причем, Асклипиодот не настаивал непременно осуществить саму процедуру языческого жертвоприношения, он требовал от св. Евтропия, лишь огласить публично, что он принес жертву богам и повинуется игемону. После отказа, последовавшего от св. Евтропия, правитель обратился к Клеонику и Василиску, спрашивая у них, совершат ли они жертвоприношение богам, чтобы остаться в живых или же будут на стороне Евтропия, чтобы подвергнуться тем же мучениям. Клеоник и Василиск ответили Асклипиодоту, что они пострадают за Христа вместе с Евтропием. Святые Евтропий, Клеоник и Василиск подверглись жестоким мучениям. Их растягивали и избивали жесткими кнутами. Затем их опять заключили в темницу. Св. Евтропия вызывали из тюрьмы еще несколько раз, но он снова и снова отказывался принести жертву богам и повиноваться игемону.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

По решению Сената города Амасия был назначен день принесения жертвы богам. В этот день Асклипиодот повелел призвать всех жителей Амасии и членов Сената в храм Артемиды, где каждый должен был совершить жертвоприношение, которое заключалось в воскурении ладана (ливана) перед статуей богини Артемиды. Ладан в руки каждому давал сам Асклипиодот.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Для совершения этого жертвоприношения привели из заключения и Евтропия, Клеоника и Василиска. После мольбы св. Евтропия к Богу о помощи, произошло землетрясение, от которого сотрясся храм и статуя Артемиды упала и разбилась. Сильно напуганный игемон и все те, кто были с ним, выбежали из храма. Затем Асклипиодот, придя в здание Сената, повелел принести асфальт и растопить смолу в трех медных тазах с тем, чтобы вылить их на св. мучеников. Он также дал указание вбить столбы в землю, чтобы растянуть на этих столбах за ноги и руки святых мучеников, и принести туда котлы с кипящей смолой.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

На следующее утро по указанию Асклипиодота привели святых Евтропия, Клеоника и Василиска. После очередного отказа св. Евтропия принести жертву богам, Асклипиодот повелел распять св. мучеников, вынося им приговор следующего содержания: «Евтропия, «учителя магов», и с ним «колдуна» Клеоника, не подчинившихся повелению августов (императоров) и признавших себя христианами, распять за городом. Василиска вновь заключить в тюрьму».

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Св. Василиск потребовал от игемона, чтобы был вынесен приговор и ему. Асклипиодот возразил, что, поскольку они, Евтропий, Клеоник и Василиск, условились пострадать вместе, он не вынесет одновременного приговора всем троим. Св. Евтропий и Клеоник были пригвождены палачами к древам, где они отдали свои души Богу.

Мученическая кончина св. Евтропия и Клеоника произошла между 308 и 310 г. г. День их памяти совершается 3 марта (16 марта по новому стилю).

Два благочестивых человека, которых звали Коид и Велоник, мужы сенаторские, испросили у игемона Асклипиодота, дав ему дары, позволения взять для погребения тела святых мучеников. Велоник с почестями предал погребению тело св. Евтропия в своем владении, называвшемся Ферма, которое находилось в 18 милях (около 27 км) от Амасии.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Тело же Клеоника было предано погребению Коидом, который, натерев его благовониями, похоронил его в селении, именовавшемся Кима и расположенном в 30 милях (около 45 км) от Амасии. В местах погребений св. мучеников Евтропия и Клеоника совершались великие знамения и чудеса.

Спустя какое-то время при правлении того же римского императора Максимиана (308-310 гг.) на место игемона Асклипиодота был направлен новый правитель по имени Агриппа. Ему также было поручено подвергать христиан гонениям. В это время мученик Василиск все еще находился в заключении в Амасии . После усиленной мольбы св. Василиску явился Господь, который сказал ему, чтобы он не скорбел о том, что призывается последним.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Господь сообщил св. Василиску и то, что он будет отпущен из тюрьмы, чтобы увидеться со своими родными и затем, вернувшись, примет мученическую кончину в Команах. Когда наступило утро, св. Василиск позвал своих охранников и попросил их, чтобы они отпустили его на несколько дней к родным, в селение Хумиалон. Солдаты ответили ему, что они отпустили бы его, если бы не боялись того, что в скором времени он может быть призван к правителю. Тогда св. Василиск попросил солдат сопроводить его к родным, и сделать это до того, как игемон Агриппа прибудет в Амасию.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Мученик Василиск в сопровождении солдат был отведен в свой дом в Хумиалоне. Там он наставил в вере свою мать, братьев и родных, призывая их оставаться преданными вере Христовой и молиться за него Господу. После этого св. мученик Василиск возвратился вместе с сопровождавшими его солдатами в город Амасию.

Прибывший в Амасию игемон Агриппа, выяснив все, что касалось св. мученика Василиска, дал указание отвести его в город Команы для совершения над ним судебного процесса. Туда же, в Команы, немедля отправился и сам Агриппа. Расстояние от Амасии до Коман Понтийских составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Солдаты, придя в тюрьму, вывели оттуда св. Василиска и, обув его в железные башмаки, натыканные изнутри гвоздями, повели его прямо в Команы. По дороге гвозди в обуви вонзались до самых костей св. мученика, так что вся земля, по которой волокли его солдаты, была залита кровью. Закат застал конвой в селении Дакозар (по другой версии Дакон) и они остались на ночлег в доме госпожи того села, гречанки (язычницы) по имени Траяни.

Солдаты привязали св. Василиска к высохшему платану с обведенными назад вокруг ствола дерева руками. Сами же направились в дом, где для них был накрыт ужин. Святого мученика сопровождали около тринадцати солдат. Св. Василиск, оставшись один, привязанный к дереву, стал молиться Господу. Толпа народа собралась вокруг него. Во время мольбы св. Василиска произошло землетрясение, от которого все, находившиеся рядом с ним, испуганные, упали на землю.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Поднявшись, они увидели, что высохшее дерево покрылось зеленой кроной, а на том месте, где стоял сам св. Василиск, из земли забил источник воды. Госпожа этого селения, Траяни, видя это чудесное событие, уверовала во Христа вместе со всеми, кто жил в ее доме. Солдаты игемона, которые сопровождали св. Василиска, также уверовали в Господа. Они освободили его от оков и продолжили свой путь по направлению к Команам. На следующий день солдаты вместе со святым Василиском, уже несколько дней находившиеся в пути, достигли города Команы Понтийские. Напомним, что расстояние от Амасии до Коман Понтийских составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Да... А вокруг красота!

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

И лес скрывает разрушенные дома в ходе войны, недавней войны...

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

И рядом мемориал...

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Грузино-абхазская война (1992—1993) (в абхазских источниках часто употребляется термин «Отечественная война народа Абхазии») — вооружённый конфликт на территории Абхазии между абхазскими и грузинскими вооружёнными силами.

В августе 1992 года политическое противостояние между Верховным Советом Абхазии и руководством Грузии переросло в серию вооружённых столкновений в связи с вводом на территорию Абхазии сил Национальной гвардии Грузии. Боевые действия между грузинскими и абхазскими формированиями, которых поддержали многочисленные добровольцы с Северного Кавказа, продолжались с переменным успехом больше года. Стороны конфликта обвиняли друг друга в массовых нарушениях прав человека в отношении гражданского населения. Как установила Миссия ООН по установлению фактов в октябре 1993 года, ответственность за такие нарушения несли как грузинские правительственные войска, так и абхазские силы, равно как и иррегулярные формирования и гражданские лица, сотрудничавшие с ними.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Конфликт привёл к почти полному опустошению обширных районов и массовому перемещению населения. В результате боевых действий сотни тысяч гражданских лиц (в основном грузин) стали беженцами и были вынуждены покинуть свои дома.

14 мая 1994 года грузинская и абхазская стороны подписали в Москве Соглашение о прекращении огня и разъединении сил, выработанное в рамках Женевских переговоров по урегулированию конфликта, проходивших под руководством Специального посланника Генерального секретаря ООН. На основании этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года были размещены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира (полностью укомплектованные российскими военнослужащими), в задачу которых входило поддержание режима невозобновления огня. Одновременно для наблюдения за осуществлением Соглашения и деятельностью миротворческих сил СНГ на территории Абхазии была развёрнута Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), которая действовала до 15 июня 2009 года.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

В 2009 году Евгений Примаков, занимавший с 1991 по 1996 годы должность директора Службы внешней разведки Российской Федерации, упомянул в интервью об обстрелах грузинских позиций самолётами без опознавательных знаков, совершённых в 1993 году. По его словам, «обстрелы с воздуха совершались не по приказу Москвы, а были делом рук кучки коррумпированных военных».

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

По данным Михаила Жирохова, осенью 1992 года с началом активных боевых действий в район конфликта было переброшено несколько штурмовиков Су-25, которые идеально подходили для прикрытия вертолётов, а впоследствии и для нанесения превентивных ударов по грузинским позициям.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Александр Храмчихин отмечает, что после того, как российские войска стали подвергаться обстрелам со стороны грузинских войск, Министерство обороны России отдало приказ в ответ на обстрелы вести огонь на поражение — вплоть до лета 1993 года российские и грузинские войска регулярно обменивались артиллерийскими и авиационными ударами, причём российские удары были гораздо эффективнее и внесли немалый вклад в поражение Грузии.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

19 марта 1993 года истребитель Су-27 ВВС России вылетел с аэродрома Гудаута на перехват двух воздушных целей (предположительно пары Су-25 ВВС Грузии), но цели обнаружены не были. При развороте для возвращения предположительно был сбит зенитной ракетой в районе с. Шрома, Сухумского р-на. Лётчик Шипко Вацлав Александрович погиб.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

В сентябре 1993 года президент Грузии Эдуард Шеварднадзе оказался блокирован на Сухумском аэродроме. Министр обороны России Павел Грачёв распорядился оказать содействие вывозу Шеварднадзе из Абхазии. Из Севастополя прибыл российский десантный корабль проекта «Зубр» на воздушной подушке под командованием капитана первого ранга Максимова. На корабле находилась рота морской пехоты, которую возглавлял полковник Корнеев. Руководил операцией командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин. Ночью российский десантный корабль всеми своими средствами вёл огонь на поражение по берегу. Воспользовавшись отвлечением сил и средств абхазской ПВО, пилоты Шеварднадзе подняли самолёт Як-40 и над морем добрались до Кутаиси.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Вооружённый конфликт 1992—1993 годов, по обнародованным данным сторон, унёс жизни 4 тыс. грузин (ещё 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов США. На территории республики осталось огромное количество мин, унёсших жизни около 700 человек.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Около 250 тысяч грузин (почти половина населения Абхазии) были вынуждены бежать из Абхазии, из 50 тыс. репатриировавшихся в течение 1994-97 годов 30 тыс. снова бежали в Грузию после событий 1998 года. Неурегулированность отношений между Республикой Абхазия и Грузией, наличие тысяч грузинских беженцев из Абхазии в Грузии является постоянным источником напряжённости в Закавказье.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

В течение пяти лет после завершения конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России. Затем, однако (особенно с приходом к власти Владимира Путина), Россия, вопреки решению саммита СНГ, запрещающему любые контакты с Республикой Абхазия, начала постепенно восстанавливать трансграничные хозяйственные и транспортные связи с Абхазией. Российские власти утверждали, что все контакты между Россией и Абхазией осуществлялись на частном, негосударственном уровне. 

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Грузинское руководство считало предпринимаемые со стороны России действия попустительством сепаратистскому режиму. Существенной поддержкой сепаратистского режима, по мнению Грузии и многих членов международного сообщества, была выплата населению российских пенсий и пособий, ставшая возможной после предоставления российского гражданства значительной части (более 90 %) населения Абхазии в рамках обмена советских паспортов.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

В начале сентября 2004 года возобновилось прерванное в 1992 году железнодорожное движение по маршруту Сухуми — Москва. Для восстановления дороги в Абхазию из Ростова-на Дону была доставлена специальная техника, в том числе, три вагона шпал. Было восстановлено 105 км железнодорожного полотна, более 10 км тоннелей.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

В конце сентября 2004 было установлено регулярное автобусное сообщение между Сочи и Сухуми. При этом, российско-грузинская граница на Военно-Грузинской дороге была, наоборот, на некоторое время закрыта после теракта в Беслане.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

26 августа 2008 года Российская Федерация официально признала независимость Республики Абхазия и установила с ней дипломатические отношения.

Абхазские зарисовки. Источник святого Василиска

Источники информации:

https://azbyka.ru/palomnik/Источник_святого_Василиска

https://www.tourister.ru/responses/id_30170

https://semyaivera.ru/2015/08/01/palomnichestvo-k-svyatyinyam-abhazii-muchenik-vasilisk-komanskiy/

https://www.apsnygid.ru/listing/istochnik-svyatogo-vasiliska/


Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://index.minfin.com.ua/reference/coronavirus/vaccination/portugal . И Португалия – это не исключение. Вот, скажем, правительство Сингапура , не хуже адмирала загнало бедных сингапурцев на пункты вакцинации, и пока вакцинированных было ещё не много, то никто практически ...
Всё, что могу – во славу Его Для всех мы демоны зависти. В ультраправой литературе нам даже обязанности «присвоили». Мол, рогатый душит радость, а я взываю к злобе. Даже свои презрительно бросают в спину: «вон, ковыляют помощнички Михаила». …А ...
Скоро весна и наконец все финасовые дела решены... не пора ли порадовать себя ...
по мотивам истории одной tata_atata и некоторых телепостановок под омелой без анала нещитово, да и мало, рота ДПС прервала, проводила, записала всё подробненько в журнальчик, если бы там был анальчик, был бы первый наш канальчик, камеры, вниманье, слава, только вышло без ...
  Просто утренняя панорама. Кликабельно :) #91фотодня #осеньосень ...