А.А.Зализняк_2016 | Лекция первая

Итоги года: 22 грамоты: 20 новгородских, 1 старорусская и 1 московская.
Естественно, тон лекции был задан сразу: начали с прекрасной грамоты № 1085, состоящей из одного слова: покоушаю.
Переводится не так, как вы подумали, а в значении "пробую". В смысле, "пробую перо" :). А вообще мне до сих пор не приходило в голову, что наше современное значение слов кушать и покушать возникло из первоначального пробовать (в том числе и еду).
(Заодно, кстати, выяснилось, что лет 20 назад найденная грамота со словом покоушти, тогда отложенная в загадки, теперь прекрасно проясняется.)
Дальше АА показал московскую грамоту № 4, которая отличается прежде всего тем, что в ней нет обращений (от кого к кому): как известно, это совершенно невозможно для Новгорода (точнее, возможно, но только для секретных текстов военного содержания и некоторых любовных писем, в которых по понятным причинам могли не называться имена). Это к вопросу о культуре, однако :). А в самой грамоте говорится о том, как некий Юрий с матерью обидели несчастного автора с компанией, отправившихся из Москвы в Кострому: он их увернулъ взадь, а кроме того взял с них 15 бел, 3 белы, 20 бел и полтину (так и перечисляется поэтапно, что любопытно).
По поводу этой грамоты замечательно обсуждалось, что в увзялъ и увернулъ это начальное у- разного происхождения :).
В грамоте № 1068 восстановили лакуну примерно из 18 символов, исходя из общего содержания грамоты (с кого сколько кадок какого зерна надо взять в уплату, видимо, долга), расчёта стоимости на зерновые культуры и любви автора писать числительные полностью :). Это было красиво :).
Одна из грамот представляла собой классическое завещание, состоявшее из четырёх фрагментов, найденных в разное время, так что в некоторых сложных местах сначала предполагались некоторые прочтения, а потом они подтверждались новонайденными фрагментами. Так, например, было прочитано прозвище "Конище".
Грамота № 1082, по поводу которой летом в СМИ шумели о том, что обнаружено новое древнерусское ругательство, сообщала о некоем Артеме Посаке, с которого надо было взять 30 пудов чего-то (видимо, соли). Посак, судя по всему, происходит от посадский (как Ермак от Ермолая или мастак от мастера), первоначально скорее в значени панибратского, фамильярного обращения, а впоследствии с негативным оттенком (в диалектах посак или посач - бездельник, бродяга, мошенник, попрошайка, вор, а посадничать - вовсе не быть посадником где-то, а бродяжничать или воровать, что, как сказал АА, вполне характеризует нормальный крестьянский взгляд на городских жителей).
А грамота № 1079 породила "проблему Несифа-Нюрина" (именно так странно написаны в ней имена Иосифа и Юрия).
Два часа практически на одном дыхании, не замечая течения времени, удивительно живо, остроумно, ярко. Каждый раз меня поражает, насколько это профессионально и одновременно увлекательно.
В четверг 13 октября в то же время в том же месте - часть вторая!
|
</> |