ААА
ivanov_petrov — 31.08.2014 Одни говорят, что в истории осуществляются технологические идеи. И если искать имена, надо говорить об авторах - тех, кто придумал атомную бомбу и мобильный телефон, авторов зеленой революции в сельском хозяйстве или, скажем, экономистов, придумавших современные финансовые институты.Другие говорят, что это - лишь фон, и на нем играют другие авторы, авторы социальных идей и политических проектов. Причем их идеи - "близкодействующие". То есть придуманное даже очень крупными, известными и авторитетными авторами работает вот прямо тогда, когда они это публиковали, и еще пару десятков лет, а потом все уже так меняется, что работают лишь их следствия. То есть, авторы политических идей античности не то чтобы прошли без следа - но только со следами их мы имеем дело, те закономерности, что открывал Ибн-Халдун, вот прямо сейчас не работают, скорее - следствия из них. Когда человек решает ударить молотком по гвоздю, размахивается и бьет себя по пальцам, он получает следствия своего решения. Вот так вот оно осуществляется в реальных условиях его ловкости и меткости.
В позднесоветском обществе действовали три идейно-политические силы, три мыслителя: А. Сахаров ("либеральный" проект), А. Солженицын ("почвеннический"), А. Зиновьев ("посткоммунистический").
То есть наше время и нашу ситуацию следует мыслить так. Фоном идет развитие некоторых технологических процессов, которые изменяют устройство общества. Фоном идут следствия из прежних решений общественного переустройства, следствия которых сказываются и сказываются. Это - социальная реальность. Идеи о том, как ее изменить, являются планами того, как будут пытаться сдвинуть социальную реальность в будущем.
В чистом виде ничего не происходит: нужно некоторое внимание, чтобы в ударе молотка по пальцу и последующих бурных событиях (падение с табуретки, крик, поиски йода и пластыря, мат, уроненный молоток, сбежавший под кровать кот и пр.) увидеть решение забить гвоздь. Вот так оно осуществилось, а хотел, может, картину повесить, а может, полку. При этом одновременно осуществляются сразу все проекты, и потому все не до конца. Они противоречат друг другу, каждый получает себе свои следствия, которые для него - нежданчики ("я же гвоздь хотел забить, а не кота пугать").
Думаю, предшествующие проекты сказываются как следствия, сами по себе, как идеи они уже не работают. В этом смысле идеи Маркса, Ленина и Сталина оказали очень сильное влияние на то, что происходит - но теперь работают их следствия, а не они сами как живые планы, которые кто-то пытается осуществить.
Тогда получается, что нашу реальность построили идеи этих трех - это такое ААА!
Дальше можно продолжать распутывать, кто именно что сделал, на чьих идеях основывалось то или иное действие, или это было следствием фона, проявлением так или иначе понятой "необходимости".
Или можно спросить, были ли какие-то еще творцы социальных идей. В России с 60-х годов, то есть тогда, когда и формировались идеи, с помощью которых изменялся социум с 90-х и по сю пору.
Тут надо внимательно следить, чтобы не включать в число "идей" вещи вроде жадности, воровства и глупости. Это - человеческая природа, это условие действия, это - те пять неловких пальцев, что держат гвоздь, это входит в условия задачи.
Были какие-то еще действующие социальные идеи? Ну не знаю... К примеру, идеи Мизеса? Щедровицкого? Мамардашвили? Мне казалось, что их влияние было несравнимо слабее, это очень узкий слой, тех людей, которые с их идеями знакомы и ими руководствовались - и то же можно сказать о многих других славных именах, которые как деятели культуры - знамениты, и об этом совсем иной разговор, а тут - именно про тех, кто подействовал. Речь же не о том, что А. Сахаров был социальным мыслителем самого высокого уровня, а - что с его именем связывается комплекс идей, участвующих в изменении социальной реальности.
Итак, ААА. А кто еще? Или можно ограничиться этими тремя?
Можете подсказать людей, идеи которых сделали то, что сейчас есть?
http://tanjand.livejournal.com/1072885.html
|
</> |