А все-таки манихейцы, при всех своих заёбах, единственные в
r_ray — 17.01.2011 А все-таки манихейцы, при всех своих заёбах, единственные в околохристианстве сумели предложить хорошую и годную картину мира: Бог благ, но не всемогущ, Он непрерывно борется со злом. Это не только решает проблему теодицеи, но и отводит человеку (хорошему) роль соратника Бога. Потому что для Бога всемогущего даже самый достигший святости человек будет выполнять функции в лучшем случае домашнего любимца.А ведь если катары правы, то ад вполне может оказаться таким, каким в обиходе представляют рай: пляж с шезлонками, девочки-мальчики, книжки-игрушки, и кофе в постель, и какава с чаем. А рай, пребываение с Богом - вечная борьба без гарантированной победы, непрерывное самосожжение, созидание через-не-могу из живого себя. Подражание Христу в самом буквальном смысле, без всяких аллегорий: такая же судьба, раз за разом, вечно. Вот и вся награда. Возможно, многие из спасающих свою душу христиан выбрали бы благополучный ад, а многие из теперь отрицающих всемогущего Бога - борьбу.
Но христистианство предпочло представить Бога жестоким и непознаваемым, но всемогущим, чтоб при известной гибкости духа у него можно было бы выпросить все. Только не таким, который нуждался бы в нашей помощи реально и в принципе мог бы проиграть. Это ничего не говорит о Боге, но о людях - многое.