А вот и плоды оптимизации созрели
maoist — 31.10.2019 Вчера в ночи я прочитал ВКонтакте запись Александра Соколова о том, что в Институте истории Санкт-Петербургского университета пройдет лекция некого Жака Фриссара, "доктора физико-химических наук, директора Института Пьера и Марии Кюри в Сорбонне". Тема лекции была обозначена как "Искусственные камни египетских пирамид, доколумбовские памятники в Пумапунку-Тиванаку и Боливии и синтез синих красок народами Майя: что могут рассказать естественные науки об археологических памятниках”. Александру, естественно, бросились в глаза пирамиды, мой же глаз зацепился за майя. Ничего о вкладе профессора Фриссара в изучение "майяского синего" - знаменитого пигмента, встречающегося на настенных росписях, на керамике и в рукописях майя - я раньше не знал.К своему удивлению в анонсе лекции я прочел следующее: "Расшифровка алфавита майя позволила понять алгоритм начала процесса изготовления этого пигмента, но многие сделанные на такой основе выводы не казались убедительными". Большего бреда представить себе невозможно (ну разве что про золотишко майя), поскольку в текстах майя нет никаких алгоритмов изготовления красок - они вообще ни о том. Поначалу я решил, что это так сработали прекрасные переводчики, но Александр прислал ссылку на выступление оного профессора на конференции в Петербурге, посвященной ядерному магнитному резонансу, в 2017, и вот тут я пронял, что его беспокойство было не напрасным.
В первой половине лекции седовласый мсье Фриссар доказывает, что великие пирамиды были построены не из камня, а типа из бетона. Эта старая, неоднократно развенчанная утка, пущенная неким мсье Давидовицем, который, по слухам, таки образом еще и пытался получше продать свою бетонную продукцию. А затем он перешел к майя и сразу зашел по козырям. Цивилизация майя, мол, появилась ок. 2600 г. до н.э. Ну и в частности, его очень восхитил тот факт, что примерно в одно время по разные стороны Атлантики люди начали строить пирамиды. "Ага, - сказали мы с Петром Ивановичем, - то есть дедуля фапает не только на Древний Египет". Пирамиды майя в 2600 г. до н.э. это, безусловно, новое слово в науке. Вообще не то, что у майя, а во всей Мезоамерике тогда самыми крупными сооружениями были земляные горки высотой несколько десятков сантиметров, а люди только-только перешли к осёдлому образу жизни и керамики не знали. Но такие мелочи французского таланта не смущают, и он переходит к следующей потрясающей штуке: цивилизация майя приходит в упадок после 500 г. н.э.! Нет, ну в какой-то степени это верно, поскольку "коллапс майя" действительно имел место _после_ 500 г., так как 900 г. он позже 500 г. Но вообще вскоре после 500 г. наоборот майя переживают очередной расцвет, связанный с возвышением Канульского царства и созданием его правителями обширной державы, о чем я уже неоднократно писал в этом журнале. Ну а окончательно майя исчезают около 1000 г. и никто не знает куда. Около 6 млн. жителей Мексики и Гватемалы смотрят при этом на профессора с большим недоумением. Но на этом профессор не унялся. С целью впечатлить российскую публику он заявил, что "империя майя" была громадной - даже больше современной России. Видать, географию химикам преподают тоже не очень.
В общем, знания проф. Фриссара о майя оказались довольно странными и отдавали типичной криптоисторией. Однако его финальные размышления оказались еще круче. Ибо после рассуждений о молекулах индиго, туннелях глины и ЯМР (см. профильную статью профессора сотоварищи), он неожиданно заявил, что "4000-3000 лет назад" древние майя знали "десорбцию, водные растворы, адсорбцию на твердых телах, диффузию в пористых телах и гетерогенные каталитические реакции". Типа все же всем понятно, кто такие на самом деле были эти майя.
Все это было бы просто забавно (мало ли чего несет пенсионер-химик), если бы вкупе с египетским бетоном, да еще и с обещанным Пумапунку не оставляло ощущения, что это новый извод псведонаучной "теории" о "забытых знаниях древних". Ну и выбранная для перезнтации этого проекта площадка сильно смущала.
В полуофициальном сообществе Института истории СПбГУ я написал обращение к организаторам лекции, но вполне ожидаемо не получил никакого ответа (хотя на сайте Института публичная лекция на всякий случай была переименована в "О тайнах археологических памятников" (но при этом конечно же в аннотации осталось старое название). Но тут выяснилась еще одна крайне интересная вещь.
Поначалу я думал, что проф. Фриссар попал в Институт истории по знакомству. Типа опять приехал к друзьям в Питер и они его посоветовали. Но ничего подобного - оказалось, что он вполне официально приехал на Первый международный Петербургский исторический форум, который с гигантским пафосом открылся надысь в Северной столице. Он там в секции "Междисциплинарные исследования и естественнонаучные методы изучения истории: новые возможности для историков" делает доклад "Ядерный
магнитный резонанс теперь позволяет нам понять то, что майя знали за 2000 лет до нашей эры". Модерируют эту секцию завкафедрой источниковедения С.Г. Кащенко и завкафедрой истории западноевропейской и русской культуры Д.О. Цыпкин. Как все прекрасно понимают, ни тот ни другой не смыслят ничего ни в майя, ни в Древнем Египте. То есть на "площадке для дискуссий и представления результатов исследований по самым актуальным современным проблемам исторической науки" выступает полноценный фрик, а никто не в состоянии его определить. Мне уже приходилось отмечать, что таким образом фрики легализуются в научном сообществе и потом на такого рода выступления ссылаются. В данном случае дело дополняется и старческим маразмом, ибо проф. Фриссар вполне себе серьезный химик, но на старости лет явно с глузду съехал.
Но как такое могло произойти в СПбГУ? Очень многие задались этим вопросом, а вот я скажу, что запросто. Дело в том, что Институт истории (бывший истфак) уже несколько лет служит объектом активной оптимизации. В 2014 г. его вообще хотели слить с философским, но остановились на преобразовании в институт (так ректор смог сам назначать руководителя, без выборов и прочих сложных и вредных процедур). Потом летом по нему катком прошлась оптимизация спецкурсов и увольнения преподавателей (эту историю тогда комментировал уважаемый aviculus). В итоге там просто нет никаких вменяемых специалистов по ранним цивилизациям (не говоря уж про майя), которые могли бы бредятину мсье Фриссара выявить и отсеять. Зато есть куча амбиций и стремления пропиариться. Поэтому "Ведущие французские ученые выступят с открытыми лекциями в рамках Петербургского исторического форума". Круто же.
Так что оптимизировали, оптимизировали и выоптимизировали. И боюсь майя это только первые плоды оптимизации.
|
</> |