Как интеллектуальный журнал "НОЖ" решил осветить майянистику. Начало.
maoist — 16.10.2019 В общем-то я на эту тему писать не собирался, но уже несколько комментаторов обращали внимание на материалы "интеллектуального журнала о культуре" (он же "развлекательный журнал для умных людей") НОЖ, посвящённые Ю.В. Кнорозову. И поскольку я в своей блогерской ипостаси должен отвечать на запросы общественности, то решил всё-таки собраться. А буквально только что мне в Фэйсбуке одна собеседница задала вопрос, почему я критически отношусь к оному медиа-проекту, отметив, что ей эти "симпатичные молодые ребята" понравились.Итак, по-моему в конце прошлого или начале нынешнего года в презентационную группу нашего Мезоамериканского центра в Фэйсбуке написала некая девушка из журнала НОЖ с просьбой дать ей интервью. Я в эти сообщения заглядывал редко, а случайно попав, с весельем прочитал общение между нашим директором Г.Г. Ершовой и этой журналисткой. Ибо Галина Гавриловна девушке ответила, что типа её издание для нас не формат, а девушка обиделась и несколько эмоциональной манере стала высказывать претензии, что откуда мы знаем, что, мол, не формат.
Вскорости после этого мне тоже написали аж две журналистки из НОЖа (как потом выяснилось, это была одна и та же, только с разных аккаунтов), с просьбой дать интервью или написать что-нибудь про Кнорозова. Но я тогда уехал на конференцию в Новый Орлеан, потом замотался с занятиями и про это напрочь забыл. И вот весной на портале НОЖ появилась статья под названием "Великий российский ученый и его кошка-соавтор" и подзаголовком "Как Кнорозов открыл миру язык майя и что потомки сделали с его памятью". Автором там значилась Карина Абдусалимова - та самая, которая прислала самый первый запрос. При внимательном рассмотрении стало ясно, что эта и та же, что писала мне под двумя разными аватарами.
Тема про кошку давно стала визитной карточкой материалов про Кнорозова, а вот подзаголовок поставил меня в тупик. Ибо Ю.В. Кнорозов никоим образом не открывал миру язык майя. Странно было бы открывать миру хорошо известную языковую семью из 30 языков, на которой в середине ХХ в. говорило несколько миллионов человек. Кнорозов дешифровал древнюю письменность майя. Ну и про потомков тоже выглядело странно, поскольку потомками учёного являются его дочь и внучка (последняя любит подчёркивать, что является и официальной наследницей), а что они сделали с его памятью российское сообщество майянистов прекрасно знает, но предпочитало не поднимать тему. "Неужели, - подумалось мне, - журнал НОЖ решил написать про это?"
Но нет, к моему удивлению внутри текст, помимо самого Кнорозова, оказался в основном посвящён Галине Гавриловне Ершовой, которая, будучи ученицей и соавтором Ю.В. в его последние годы, много лет сохраняла память о его открытиях. Судя по всему, их сетевое общение с автором материала оставило в сердце К. Абдусалимовой незаживающую рану. Тем не менее, она всё-таки побеседовала с нашим директором "о работе центра". Правда что в этой работе могла понять журналистка, наглядно демонстрируют разбросанные по тексту пассажи, что Кнорозов дешифровал язык майя, а сами майя - южноамериканские индейцы. Ясно, что К. Абдусалимовой один чёрт что письменность, что язык, да и география наука не для интеллектуалов.
Дальше по всем правилам журналистики идут мнения экспертов, которые как на подбор. Например, Томас Перес Суарес, который "восторгов по поводу удивительного гения Кнорозова не разделяет". Томас один из известных мексиканских археологов, но в письменности он не понимает практически ничего, поэтому к чему тут его мнение совершенно неясно. Но зато галочка "Эксперт" появилась. При это самое забавное, что описывая открытия Кнорозова К. Абдусалимова практически слово в слово воспроизводит публикации Г.Г. Ершовой, воспроизводя в том числе неточности и ошибки. Ну не прелесть, а?
"Так чем же занимается центр Юрия Кнорозова в Мериде и кто установил все эти памятники в Мексике?" - появляется патетическая фраза. Судя по изложению интервью Г.Г. Ершовой, какой-то ерундой - выставки организует, стенд "Бессмертного полка" поставил и "Машу и медведя" показывает... И какой-то непонятный проект "Рукописи майя", который даже не лингвистический (ого, К. Абдусалимова знает это умное слово!).
Так а как же потомки? - спросите вы. Да, они тоже появляются в тексте. Правда, что они сделали с памятью российского учёного остаётся непонятным, но видно, что к ним К. Абдусалимова относится с явной симпатией.
Прочитав всё это, я понял одно. Во-первых, девушко обиделось. Во-вторых, лозунг "скандалы, интриги, расследования" явно не умер вместе с незабвенной передачей Глеба Пьяных. Знающие люди мне потом объяснили, что это такая современная журналистика - а-ля "Пусть говорят" для интеллектуалов. То есть вроде бы ничего такого не написано, но осадочек остался. О чём наглядно свидетельствует комментарий под статьёй Виктора Солкина, который, конечно, сам тот ещё фрукт, но прочитал всё внимательно. И в-третьих, что моя забывчивость и лень оказались очень удачными, ибо попав в эту статью, я бы потом ходил как оплёванный.
Но если кто-то подумал, что на этом тема Кнорозова в интеллектуальном журнале завершилась, то ничего подобного. Самое интересное оказалось впереди.