А вместо сердца атомный мотор
vikond65 — 12.08.2020Ровно 65 лет тому назад, 12 августа 1955 года, вышло секретное постановление Совмина СССР о разработке самолетов с ядерными двигателями. Оно предписывало в течение ближайших 20 лет спроектировать, построить, испытать и принять на вооружение боевые машины различных классов с атомными силовыми установками. Под эту программу выделялось щедрое финансирование.
Приоритет отдавался стратегическим бомбардировщикам, от которых требовалась способность долететь с территории СССР без промежуточных посадок до любой точки земного шара и вернуться обратно. Задача постройки таких самолетов считалась вполне посильной для советского авиапрома. Их разработку поручили на конструкторским бюро Туполева и Мясищева, а двигателей к ним - на КБ Люльки и Кузнецова.
В те же годы аналогичные работы интенсивно велись и в США, однако, уже в начале следующего десятилетия они были свернуты, а вскоре прекратилась и советская авиационно-атомная программа. У руководства ведущих индустриальных держав, все-таки, хватило ума отказаться от этой чрезвычайно опасной затеи. Ну а миллиарды, выброшенные на ветер, - кто и когда их считал?
Период "атомной эйфории" оказался довольно коротким, но во второй половине 1950-х многим казалось, что скоростные атомолеты (причем не только военные, но и гражданские) уже в ближайшем будущем начнут бороздить небеса. На эту тему издавалось множество статей и книг, обложки двух из них приведены на заставке. Но все эти "радиоактивные" мечты не сбылись.
Слава богу, что здравый смысл и чувство самосохранения все-таки возобладали, ведь самолеты иногда бьются и горят (причем в середине прошлого века это случалось чаще, чем сейчас), а авария самолета с ядерным реактором на борту могла привести к куда более катастрофичным последствиям, чем падение или пожар, летательного аппарата с обычной силовой установкой.
Проект экспериментального самолета Ту-119 с двумя атомными двигателями НК-14А и двумя обычными турбовинтовыми НК-12.
Проект стратегического дальнего бомбардировщика ОКБ Туполева со 120-мегаваттным реактором и четырьмя атомными силовыми установками.
Эскизные проекты авиационных ядерных ТРД под условными наименованиями "Коромысло" и "Кольцо".
Ту-95ЛАЛ (летающая атомная лаборатория) - первый советский самолет с действующим ядерным реактором, который не предназначался для создания тяги, а служил лишь для отработки радиационной защиты экипажа и различных бортовых систем.
Ту-95ЛАЛ на аэродроме.
Реакторный отсек Ту-95ЛАЛ крупным планом и демонтаж реактора после завершения програмы испытаний.
|
</> |