А вы знаете, что такое "крыса" Я это на всю жизнь запомнил
rilarwmw — 25.06.2024Обнаружил эту фотографию еще вчера, но вчерашний день не располагал к веселью. Но жизнь продолжается, и есть повод вспомнить о том времени, когда даже в кошмарном сне не могли присниться дети, гибнущие от американских ракет на севастопольском пляже.
На фото советские конструкторы проектируют в 1969 г. новую «Волгу»
Мне она напомнила об одном смешном случае из студенческой жизни, хотя сначала мне было совсем и не смешно. Сам случай имел свою предысторию.
Дело было на четвертом курсе, через несколько дней после возвращения с «картошки»- непременного атрибута студенческой жизни советского времени. После «картошки» нам выплачивали стипендию за два или даже три месяца. Уж не знаю, по какой причине, но нашему старосте выдавали в обязательном порядке мешок с одно- или трехкопеечными монетами. Не помню, сколько там было, кажется, три рубля. То есть сто монеток или даже триста, если копейки. Две стипендии — два мешочка, три — три мешочка. Как я уже сказал, почему это было обязательным атрибутом стипендии, не знаю. Зато знаю, почему этот мешочек оказывался постоянно у меня. Я никогда из-за ерунды не конфликтую, староста наш был парень хороший, да и кому-то же надо было мешок втюхать. Тем более, что реализация мешочка с мелочью была абсолютно незатруднительной. В ближайшей мороженице, а они в Ленинграде, особенно, в центре, были на каждом шагу, мешочек взвешивался и превращался в более крупные дензнаки. Обычно тут же покупалось мороженое и еще что-нибудь. Всем хорошо. Кстати, этой технологии меня Толик Федоров — наш староста, — и научил.
Однако, если по ходу пиесы должен быть конфликт, то он непременно будет. Все-таки стипендий, наверное, было три, общий груз показался чересчур увесистым, и я малость на Толика поворчал. И тут, совершенно не ко времени, на сцене появляется третье действующее лицо нашей драмы. Комсорг Майка Собеля, естественно, собирала комсомольские взносы во время получения «степухи». И черт меня дернул начать Майке взносы по копеечке отсчитывать. Если стипендий было три, то пришлось бы ей взять шестьдесят монеток. Но не пришлось.
Отсчитываю я, значит, на Майку не гляжу. И вдруг слышу над ухом истеричный Майкин рев, мол, я, гад, над ней издеваюсь. А надо сказать, что для девушки поистерить было любимым развлечением. Я пытаюсь объяснить свое поведение (мол, мне дали, а почему тебе не дать) не столько Майке, сколько одногруппникам. И, на тебе! Вся группа начинает меня же и совестить. Мол, знаешь же, что Майка — человек легкоранимый, а еще и издеваешься! В общем, пришлось ползти в карман за «нормальными» деньгами, да еще и оправдываться перед коллективом.
На следующий день, поруганный и оплеванный, иду я в чертежный зал рисовать очередной теоретический чертеж. Не знаю, из каких соображений, но чертился он в секретном зале. Это мне сейчас удивительно, а тогда и вопросов не было: в секретном, так в секретном. Рисую, вздыхая о несправедливости мира, вообще, и общественного мнения нашей группы, в частности.
В это время в зале появляется четвертое и, пожалуй, главное действующее лиц драмы: девушка с животиком. Я, конечно, статистики не вел, но визуально институтские девицы на шестом курсе (в ленинградской «корабелке» тогда учились 5,5 лет) беременели гораздо чаще, чем в другие периоды обучения. Ну, сами посудите, кто же из преподавателей в здравом рассудке будет шибко напрягать мадам с животиком. Я знаю только один такой случай, участником которого был знаменитый прочнист Яков Исаевич Короткин.
Отвлекся, продолжаем. Девушка с животиком зачем-то становится за смежный с моим кульман, хотя зал в это время года абсолютно пустой, мило улыбается и спрашивает: «Можно мне кыску?»
Я к тому времени уже знал, что у беременных бывают разные странности. Вот, думаю, дура, кошку с собой взяла! Начинаю оглядываться по сторонам: нет кошки! А та с улыбкой, кажущейся мне, впрочем, уж не столько милой, сколько дебильной, продолжает просить кыску. Ну, нет нигде кыски! Мне показалось, что монолог про кыску шел целую вечность. Начинаю нервничать, вдруг с дамой что-то случится из-за отсутствия кыски. Мое, не отошедшее еще от вчерашней моральной травмы, сознание рисует трагическую картину. Идет комсомольское собрание, все выступающие клеймят меня как монстра, издевающегося над слабым полом! Вчера Майка, сегодня девушка, да еще и с животиком. С четвертого курса, конечно, не выгоняли, но чем черт не шутит! Вот до сих пор помню, как испариной покрылся.
Но, все закончилось благополучно. Оказалось, девушка просто картавила. И просила она не «кыску», а «крыску». Что и было мне за минуту до потери сознания пояснено тыканием пальчиком в искомый предмет. Наверное, вы уже догадались, что «крыса» — это то, что указано стрелкой на фотке. Довольно тяжелый металлический (чугунный, наверное) грузик с крючком предназначался для закрепления гибкой рейки при черчении лекальной кривой.
Нечего и говорить, что я собрал для нее «кыски» не только со своего кульмана, но и со всех соседних. И улыбка девушки снова стал казаться милой. И жизнь стала снова веселой и беззаботной!
Той девушке, как и моим сокурсникам, давно за шестьдесят. Думаю, что они и не помнят об этом случае. А я вот историю с «крысой» никогда не забуду и периодически свои гоблинам для психологической разгрузки рассказываю.
Два вставных номера.
- Естественно, я забыл имя — отчество Короткина. Полез смотреть в Интернет. Нашел страничку про ЛКИ и удивился. Сколько же знаменитых в кораблестроении людей, оказывается, я лично знал. На теперешний бы ум, все бы свободное время надо было их спрашивать и рассказы записывать.
- Подумал, что любовь и начальства, да и простого народа к разбору «бытовухи» на разного рода собраниях происходила от недостатка развлечений. Это сегодня, СМИ каждый, не то, что день, каждый час сообщает новости, одна другой сногсшибательней. А в наше время ни публичных скандалов, ни громких арестов. Знали, что Броневицкий с Эдитой Пьехой развелся, да, что в Казани кругом бандюганы. И все, наверное. В некотором роде, партийно-комсомольские собрания заменяли собой «Санту-Барбару». Процентов 90% народу к ним так и относилось.
|
</> |