"А у Ярополка была жена грекиня..."
sergeytsvetkov — 26.02.2024Жена князя Ярополка и мать «окаянного» князя Святополка, предполагаемого убийцы святых братьев Бориса и Глеба. По происхождению «грекиня» (из Ромейской империи). В истории осталась безымянной.
Собственная ее биография мало кого интересовала в древней Руси.
Повышенное внимание древнерусских книжников к этой женщине было
обусловлено исключительно тем, что, по преданию, Владимир, после
убийства Ярополка, сделал ее своей наложницей — чем вызвал упорные
слухи о том, что рожденный «грекиней» сын Святополк был «от двоих
отцов» (Ярополка и Владимира). В связи с происхождением Святополка
и упоминаются некоторые подробности биографии его матери.
В то же время показания древнерусских источников довольно
противоречивы.
Так, «Сказание о Борисе и Глебе» сообщает о матери Святополка,
что она прежде была черницей (монахиней), гречанкой родом, а
Ярополк «поял» и расстриг ее, пленившись красотой черницы. Владимир
же, убив Ярополка, захватил его жену, которая была уже беременной
(«непраздну сущу»). В этом незаконном браке родился «окаянный»
Святополк, которого Владимир не любил, так как считал не своим
сыном.
Здесь утверждается, во-первых, что матерью Святополка была
расстриженная грекиня-черница (каким образом она попала в Киев, не
поясняется) и, во-вторых, что Владимир не был родным отцом
Святополка. Цель этих генеалогических разысканий вполне очевидна —
убедить читателя в прирожденном «окаянстве» убийцы святых
братьев-мучеников, проведя параллель с известным библейским
персонажем — Авимелехом, незаконнорожденным сыном судьи
израильского Гедеона, истребившем 70 своих братьев: «сей же
Святополк, новый Авимелех, который родился от прелюбодеянья и избил
(убил) братьев своих, сынов Гедеоновых».
«Повесть временных лет» (Ипатьевский список), разделяя со
«Сказанием» саму идею предопределенности Святополковых злодеяний,
вместе с тем толкует ее по-своему: «у Ярополка была жена грекиня, и
была она черницею, ее привел отец его Святослав и выдал замуж за
Ярополка, красы для лица ее» (под 977 г.). «Владимир же завладел
женой братней грекиней, и была она не праздна, от нее же родил
Святополка. От греховного корня злой плод бывает, поскольку,
во-первых, была его мать черницею, а второе, Владимир взял ее себе
не по браку, ибо был знатный прелюбодей. Но отец его не любил, ибо
был он от двоих отцов, от Ярополка и от Владимира» (под 980
г.).
Разночтения со «Сказанием» весьма значительны: одни подробности
появляются (оказывается, грекиню привел Ярополку из Византии его
отец, Святослав), другие исчезают (о «поятии» и расстрижении
грекини Ярополком). Но наиболее важны два момента. Возвещая, как и
«Сказание», о рождении Святополка «от двоих отцов», летописец в то
же время фактически дезавуирует это известие тем, что прямо
удостоверяет отцовство Владимира фразой, что именно он «родил»
Святополка (грамматическая форма, употребленная в «Сказании» — «от
нее же родился сей окаянный Святополк», — наоборот, тщательно
отстраняет Владимира от участия в его рождении: не Владимир «родил»
Святополка, а тот как бы сам «родился» от грекини) и был его отцом.
Греховность же происхождения Святополка летописец видит в
монашеском чине его матери и в том, что Владимир сожительствовал с
грекиней незаконным образом, то есть сделал ее своей наложницей,
тогда как для автора «Сказания» корень зла заключается
исключительно в рождении Святополка от двух отцов, которые к тому
же приходились друг другу еще и братьями.
На территорию Византии войско Святослава вторглось лишь однажды, в
ходе кампании 970 г., следовательно, только тогда оно и могло на
время завладеть каким-то византийским монастырем.
Переяславско-Суздальская летопись (XIII в.), следуя в основном
тексту «Сказания», дополнила его сообщением «Повести временных лет»
о том, что грекиня прибыла на Русь в качестве военной добычи, и
собственным уточнением о времени ее пострижения в монахини: «Сего
[Святополка] мать прежде была черница, грекиня, пленена в
Царьграде. И была она красива, и поял ее Ярополк, брат Владимиров;
по мужней же смерти она постриглась в монастырь. Владимир же
расстриг ее, из-за ее красоты».
Поздняя письменная фиксация, тенденциозность, морализаторство,
смещение акцентов, разнобой в важных и второстепенных сведениях
(вот еще мелкая, но характерная деталь: виновниками расстрижения
прекрасной черницы оказались последовательно Святослав, Ярополк и
Владимир), а также внутренние неувязки (Ярополк получает грекиню в
жены после византийского похода Святослава в 970 г., а «непраздной»
она становится только десять лет спустя, в 980 г.) — все эти
особенности летописно-житийной разработки сюжета о рождении
Святополка делают его типичным образцом литературного
мифотворчества. В действительности русские писатели конца XI —
начала XII вв., по всей видимости, уже не располагали почти
никакими достоверными данными о Святополке и его матери.
Некоторые историки (Е. Е. Голубинский и А. В. Карташев)
предполагали, что Ярополкова «грекиня» могла быть одной из женщин,
которые склонили Владимира к крещению (древнерусская литература
отдает первенство в этом деле княгине Ольге и ромейской жене
Владимира — принцессе Анне).
|
</> |