А теперь "горбатый" ! (с)

топ 100 блогов tihiomyt22.11.2015 С Юбилеем!

Горбатый «Запорожец», он же ЗАЗ-965, появился в СССР в 1960 году, в то время, когда страну возглавлял Никита Хрущев и стал символом роста народного благосостояния.

А теперь горбатый ! (с)

Производство автомобиля наладили на Запорожском комбайновом заводе «Коммунар» (Украинская ССР). Автомашина должна была стать массовой и доступной - и она ей стала.

Разработкой горбатого занимался московский завод на ЗМА (будущий АЗЛК). Внешние формы первый запорожец позаимствовал у Fiat 600 (см. рис.).

А теперь горбатый ! (с)
Fiat-600

Тест-драйв нового авто провел сам Никита Сергеевич Хрущев.

А теперь горбатый ! (с)
ЗАЗ-965

Первую партию «горбатых» подготовили к зиме 1960 года, и машина сразу же поступила на советский рынок.

Достоинствами машины стала низкая цена - 1800 руб (после реформы 1961 года) и малое потребление бензина. Из недостатком автолюбители отмечали следующие:

- плохая разгоняемость автомобиля. Впрочем, для поездок на дачу ходовых качеств было более чем достаточно. Мощность двигателя составляла 19 л.с.;
- маленький багажник;
- частый перегрев двигателя летом

Пытаясь устранить недостатки первого запорожца, конструкторы разработали обновленную модель - «ЗАЗ-966» (в народе — «ушан», «ушастый», «чебурашка»). К ноябрю 1961 года модель была готова и продемонстрирована на ВДНХ.
Новый запорожец приобрел совершенно другую форму - стал более вместительным и мощным (см. рис. ниже).
А теперь горбатый ! (с)

Купить запорожец ЗАЗ-965 в наши дни достаточно проблематично. Как правило, машин в хорошем состоянии очень мало. На auto.ru, например, по Москве несколько десятков предложений, начиная от ржавых корыт и заканчивая тюнингованными экземплярами:

А теперь горбатый ! (с)
Запор-кабриолет

Краткая характеристика ЗАЗ-965(А)

Машина приводилась в движение мотором воздушного охлаждения редкой конфигурации V4 с рабочим объёмом 746 см³ (модель МеМЗ-965) воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Расположение — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность — 23 л.с.

Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии — двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.

На модели ЗАЗ-965А в 1962—1965 гг устанавливался двигатель МеМЗ-966, с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л.с., а в 1966—1969 гг — МеМЗ-966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л.с.

Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1964 годы, а модернизированный ЗАЗ-965А — с 1962 по 1969. На начало продаж цена для населения составляла 18000 рублей в старом масштабе цен (до деноминации 1:10, проведенной в 1961 году).


Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно (и с учётом дефицита запчастей), воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле».

Тем не менее, в целом и общем двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: его ресурс был сравнительно невелик из-за напряжённого температурного режима, тонкие стенки блока, воздушное охлаждение и короткий глушитель вели к значительно повышенному уровню шумности, а вызванный к жизни отсутствием жидкостной системы охлаждения отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, при нерегулярном обслуживании — даже пожароопасностью (недостатки, характерные и для многих других автомобилей с похожими техническими решениями).

Также, конструкция системы охлаждения обусловила возникновение проблемы перегрева в жаркую погоду, которая особенно усугублялась в процессе износа двигателя, когда его оребрение покрывалось слоем масла и прилипшей к нему пыли, а в результате износа коленчатого вала увеличивались утечки масла из коренных подшипников и оно хуже поступало в масляный радиатор. Кроме того, даже незначительные отклонения угла опережения зажигания от нормального значения приводили к сильному перегреву и потере мощности двигателя.

Следует отметить, что на автомобилях ЛуАЗ, где аналогичный по конструкции двигатель работал с большей нагрузкой, но лучше обдувался набегающим потоком воздуха, его перегрев наблюдался редко.

Четырёхступенчатая трансмиссия была выполнена в виде объединённого с двигателем компактного блока (трансэксла), и особенных нареканий не вызывала. Синхронизаторы имелись на II—IV передачах. В отличие от остальных моделей советских легковых автомобилей тех лет, «Запорожец» имел напольный рычаг переключения передач, а не привычный тогдашним водителям расположенный на рулевой колонке.

Редуктор заднего моста располагался между двигателем и коробкой передач, привод колёс осуществлялся при помощи качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой.

Передняя подвеска была выполнена по типу «Фольксвагена-Жука» — два попречных торсиона, к концам которых крепились четыре продольных рычага, к которым при помощи шкворневого узла крепились поворотные кулаки передних колёс.

Задняя подвеска была, как и на итальянском прототипе, выполнена на двух диагональных рычагах по схеме с качающимися полуосями. В процессе работы такой подвески в значительных пределах менялись колея и развал задних колёс, которые при ходе сжатия подвески становились «домиком», а при отбое «подламывались» под кузов, но на такой малоскоростной машине, как «Запорожец», вызванное этим ухудшение управляемости было менее значимо по сравнению с экономической выгодой от применения такой простой и дешёвой подвески; по той же причине «качающиеся полуоси» в то время массово применялись на бюджетных европейских малолитражках с задним расположением силового агрегата. На более поздних моделях «Запорожцев» она была заменена более совершенной конструкцией с «косыми» А-образными рычагами и двумя шарнирами на каждой из полуосей.

Тормоза — барабанные. Колёса — бездисковые, облегчённой конструкции, с посадочным диаметром 13" (впервые в СССР, в те годы даже «Москвичи» имели 15-дюймовые обода).


Источник:http://scbist.com/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Финансовый директор РФС Арсений Замятин и его жена Полина, предварительно, находились на борту пропавшего на Камчатке вертолета. На данный момент ведутся ...
Если из двух зол вы выбираете меньшее, вы все равно на стороне зла.(с) Не помню кто. Зе-ботам в число которых попало много хороших и адекватных людей, я хочу напомнить их же радость когда выбрали Т. Тут ситуация такая же. Даже, *в чем я сильно сомневаюсь, сам он настроен супер ...
Сегодня в выпуске я расскажу о том, как СМИ используют ужасные заголовки и нагнетают страх среди зрителей. Попутешествуем во времени и сравниваем два значимых года: 2023 и 1979. Разберемся в сложной политической ситуации с Израилем и его отношениями с Палестиной. Поговорим про ...
Я наконец понял, зачем Путин решил уничтожить Академию ("Двухсотлетняя гордость Державы", "А что сказали бы Петр Великий с Екатериной Великой?", и всё такое). Именно чтоб полюбопытствовать: как будут выворачивать свои мозги наизнанку охранители, пытаясь отмыть своего Солнцеликого Вождя в ...
Основой нынешнего патриотизма (есть Путин - есть Россия) является туалетно-бумажный антисоветизм. Патриотизм рода: там где есть туалетная бумага - там родина. В СССР для них туалетной бумаги не было и это заслоняет им все достижения и победы советской страны за 70 лет. Последние 25 лет им ...