А теперь "горбатый" ! (с)

топ 100 блогов tihiomyt22.11.2015 С Юбилеем!

Горбатый «Запорожец», он же ЗАЗ-965, появился в СССР в 1960 году, в то время, когда страну возглавлял Никита Хрущев и стал символом роста народного благосостояния.

А теперь горбатый ! (с)

Производство автомобиля наладили на Запорожском комбайновом заводе «Коммунар» (Украинская ССР). Автомашина должна была стать массовой и доступной - и она ей стала.

Разработкой горбатого занимался московский завод на ЗМА (будущий АЗЛК). Внешние формы первый запорожец позаимствовал у Fiat 600 (см. рис.).

А теперь горбатый ! (с)
Fiat-600

Тест-драйв нового авто провел сам Никита Сергеевич Хрущев.

А теперь горбатый ! (с)
ЗАЗ-965

Первую партию «горбатых» подготовили к зиме 1960 года, и машина сразу же поступила на советский рынок.

Достоинствами машины стала низкая цена - 1800 руб (после реформы 1961 года) и малое потребление бензина. Из недостатком автолюбители отмечали следующие:

- плохая разгоняемость автомобиля. Впрочем, для поездок на дачу ходовых качеств было более чем достаточно. Мощность двигателя составляла 19 л.с.;
- маленький багажник;
- частый перегрев двигателя летом

Пытаясь устранить недостатки первого запорожца, конструкторы разработали обновленную модель - «ЗАЗ-966» (в народе — «ушан», «ушастый», «чебурашка»). К ноябрю 1961 года модель была готова и продемонстрирована на ВДНХ.
Новый запорожец приобрел совершенно другую форму - стал более вместительным и мощным (см. рис. ниже).
А теперь горбатый ! (с)

Купить запорожец ЗАЗ-965 в наши дни достаточно проблематично. Как правило, машин в хорошем состоянии очень мало. На auto.ru, например, по Москве несколько десятков предложений, начиная от ржавых корыт и заканчивая тюнингованными экземплярами:

А теперь горбатый ! (с)
Запор-кабриолет

Краткая характеристика ЗАЗ-965(А)

Машина приводилась в движение мотором воздушного охлаждения редкой конфигурации V4 с рабочим объёмом 746 см³ (модель МеМЗ-965) воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Расположение — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность — 23 л.с.

Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии — двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.

На модели ЗАЗ-965А в 1962—1965 гг устанавливался двигатель МеМЗ-966, с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л.с., а в 1966—1969 гг — МеМЗ-966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л.с.

Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1964 годы, а модернизированный ЗАЗ-965А — с 1962 по 1969. На начало продаж цена для населения составляла 18000 рублей в старом масштабе цен (до деноминации 1:10, проведенной в 1961 году).


Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно (и с учётом дефицита запчастей), воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле».

Тем не менее, в целом и общем двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: его ресурс был сравнительно невелик из-за напряжённого температурного режима, тонкие стенки блока, воздушное охлаждение и короткий глушитель вели к значительно повышенному уровню шумности, а вызванный к жизни отсутствием жидкостной системы охлаждения отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, при нерегулярном обслуживании — даже пожароопасностью (недостатки, характерные и для многих других автомобилей с похожими техническими решениями).

Также, конструкция системы охлаждения обусловила возникновение проблемы перегрева в жаркую погоду, которая особенно усугублялась в процессе износа двигателя, когда его оребрение покрывалось слоем масла и прилипшей к нему пыли, а в результате износа коленчатого вала увеличивались утечки масла из коренных подшипников и оно хуже поступало в масляный радиатор. Кроме того, даже незначительные отклонения угла опережения зажигания от нормального значения приводили к сильному перегреву и потере мощности двигателя.

Следует отметить, что на автомобилях ЛуАЗ, где аналогичный по конструкции двигатель работал с большей нагрузкой, но лучше обдувался набегающим потоком воздуха, его перегрев наблюдался редко.

Четырёхступенчатая трансмиссия была выполнена в виде объединённого с двигателем компактного блока (трансэксла), и особенных нареканий не вызывала. Синхронизаторы имелись на II—IV передачах. В отличие от остальных моделей советских легковых автомобилей тех лет, «Запорожец» имел напольный рычаг переключения передач, а не привычный тогдашним водителям расположенный на рулевой колонке.

Редуктор заднего моста располагался между двигателем и коробкой передач, привод колёс осуществлялся при помощи качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой.

Передняя подвеска была выполнена по типу «Фольксвагена-Жука» — два попречных торсиона, к концам которых крепились четыре продольных рычага, к которым при помощи шкворневого узла крепились поворотные кулаки передних колёс.

Задняя подвеска была, как и на итальянском прототипе, выполнена на двух диагональных рычагах по схеме с качающимися полуосями. В процессе работы такой подвески в значительных пределах менялись колея и развал задних колёс, которые при ходе сжатия подвески становились «домиком», а при отбое «подламывались» под кузов, но на такой малоскоростной машине, как «Запорожец», вызванное этим ухудшение управляемости было менее значимо по сравнению с экономической выгодой от применения такой простой и дешёвой подвески; по той же причине «качающиеся полуоси» в то время массово применялись на бюджетных европейских малолитражках с задним расположением силового агрегата. На более поздних моделях «Запорожцев» она была заменена более совершенной конструкцией с «косыми» А-образными рычагами и двумя шарнирами на каждой из полуосей.

Тормоза — барабанные. Колёса — бездисковые, облегчённой конструкции, с посадочным диаметром 13" (впервые в СССР, в те годы даже «Москвичи» имели 15-дюймовые обода).


Источник:http://scbist.com/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Про чай и смеси трав я уже неоднократно писала, в этот раз добавила еще подарочные разноцветные соли. "Мартовский снег" Голубая соль (окрашена синим тайским чаем) Холодящие перец кубеба и перец санчо Декоративные синие цветки василька и пыльно-розовые вереска. Подойдет для рыбы и ...
Когда боль под десной, где-то в корне зуба, лучше всего, конечно, мчаться к врачу. Потому что возможны довольно неприятные варианты развития ситуации. Но у меня был случай, то есть не у меня... Летом была квартирантка-подруга (я дружу с теми, кто ...
Руслан Бирюшев напомнил , как я шел к девочкам-с-мечами . Вех здесь, как и у киберпанка, было много, однако начиналось все, пожалуй, с двух основных колышков. Первый - фильма, которая в свое время надолго поработила мой разум. В оригинале фильма называется " I paladini - Storia ...
Известно, что наиболее неприятным и долгоиграющим последствием сбития Пауэрса ...
 Прочла трилогию Ф.А. Вигдоровой «Дорога в жизнь».      Книга захватила с первых страниц.  Тема: воспитание трудных детей в детских домах. Бывший воспитанник А.С.Макаренко — Семён Карабанов — пошёл по стопам учителя и вместе с супругой взял на ...