А сейчас - эксклюзив для вас
seaseas — 06.07.2010 B Петербурге мы сойдемся снова,Словно солнце мы похоронили в нем,
И блаженное,бессмысленное слово
В первый раз произнесем.
B черном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты,
Все поют блаженных жен родные очи,
Bсе цветут бессмертные цветы...
Знаете ли вы, что это такое?:
Вернее, - кто это такие?:
Это новый, совсем новый памятник Осипу Мандельштаму:
Он установлен 25-го мая 2010 года, почти перед самым моим приездом в Петербург, так что, надеюсь, - я буду первой для моих френдов, кто покажет им этот памятник:
Стоит он во дворе здания Двенадцати коллегий Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), создан голландским скульптором Ханнеке де Мюнк (Hanneke de Munck) и назван ею - "Памятник любви".
"Почему скульптура получила такое название? Потому что только благодаря любви Осипа и Надежды Мандельштам живо творчество великого поэта", - отметила на открытии Ханнеке де Мюнк.
По ее словам, воздух для Мандельштама - это естественная среда поэзии, поэтому скульптура получила такое пластическое решение.Скульптор говорит, что не может понять, почему в любимом городе Мандельштама до сих пор нет даже маленькой скульптуры в его честь".
Открытие памятника состоялось в рамках "Мандельштамовских дней", которые проходили в Петербурге с 18 по 26 мая.
Этот памятник первый, где Мандельштам изображен вместе со своей женой Надеждой.
Всю свою жизнь Надежда Мандельштам посвятила тому, чтобы сохранить творческое наследие своего мужа. Многие его стихотворения дошли до нас только благодаря тому, что она заучивала их наизусть в те годы, когда, опасаясь обысков и арестов, нельзя было доверять даже бумаге.
"«Я хочу, чтобы студенты, которые будут проходить мимо этого памятника, помнили свою историю, знали, что судьба Мандельштама была чудовищна, и только Надежда смогла продлить его творческую жизнь», — сказала на церемонии открытия памятника профессор, директор «Дягилевского центра» Татьяна Юрьева".
Жизни Надежды Яковлевны и Осипа Эмильевича Мандельштама голландская художница воспринимает как неделимое целое.
Ханнеке де Мюнк рассказывает историю идеи: «Мой муж – график, сколько я его знаю, он всегда работал с текстами русских авангардистов. Крупные графические полотна по мотивам русской поэзии, причем текст стихотворения становится частью изображения. Мандельштам – любимый поэт».
Выставка графики мужа Ханнеке, художника Ситсе Баккера (Sietse Bakker), по мотивам Армянского цикла Мандельштама, проходившая несколько лет назад в Петропавловской крепости стала для Ханнеке де Мюнк поводом для знакомства с городом. Она вспоминает: «Я была очень удивлена, что в Петербурге не оказалось памятника Мандельштаму! Мы везде искали, спрашивали. Ничего. Одна табличка по одному из адресов, где он короткое время жил».
Ханнеке де Мюнк объясняет идею памятника так: «В изогнутом стволе дерева больше жизни, чем в классической колонне. Я хотела создать впечатление постоянного движения. На вершине ствола – четыре фигуры. Мужчина и женщина, слившиеся воедино, как первые люди на Земле, как Адам и Ева в процессе сотворения, то есть еще не разделенные – одна фигура с двумя головами и тремя ногами. За плечами у мужчины и женщины – две потусторонние фигуры, нечто среднее между ангелами и птицами. А может быть, это пробегающие мимо облака. У мужчины в руке – пачка бумажных страниц».
"О, как же я хочу,
Не чуемый никем,
Лететь вослед лучу,
Где нет меня совсем".
Этими строками Мандельштама оформлен постамент для памятника, который выполнил петербургский художник Хачатур Белый. На постаменте – чаша, а из нее поднимается изогнутый ствол оливкового дерева.
Вот какой новый необычный памятник появился в Петербурге...
...Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.
Мне не надо пропуска ночного,
Часовых я не боюсь:
За блаженное, бессмысленное слово
Я в ночи советской помолюсь.
Слышу легкий театральный шорох
И девическое "ах"-
И бессмертных роз огромный ворох
У Киприды на руках.
У костра мы греемся от скуки,
Может быть,века пройдут,
И блаженных жен родные руки
Легкий пепел соберут.
Где-то грядки красные партера,
Пышно взбиты шифоньерки лож,
Заводная кукла офицера
Не для черных дум и низменных святош
B черном бархате всемирной пустоты,
Все поют блаженных жен крутые плечи,
И ночного солнца не заметишь ты.
|
</> |