А сало русское едят
novayagazeta — 30.06.2018 Персональное дело Людмилы Улицкой на федеральном ТВ.Недели не проходит, чтобы кто-нибудь из деятелей культуры не
провинился перед родиной — бывшей или настоящей. На прошлой неделе
это был Вахтанг Кикабидзе, который, как оказалось, радовался
распаду СССР и даже накрыл по этому поводу стол. На этой — Людмила
Улицкая всадила нож в спину России, которая ее взрастила, воспитала
и даже продолжает издавать ее книги миллионными тиражами. И мало
того что они не любят родину, они еще и дают интервью вражеским
СМИ. Кикабидзе — немецкому каналу DW и Жанне Немцовой, покинувшей
Россию после убийства отца. Улицкая и того хуже — украинскому
каналу «112» и провокационному журналисту Дмитрию Гордону.
Сначала обычно возбуждаются и гонят волну политики и общественные деятели, выводя предателей на чистую воду. В случае с Кикабидзе — сенатор и телеведущий Алексей Пушков. В случае с Улицкой — депутат-моралист Виталий Милонов.
Следом единым фронтом выступает армия пропагандистов — общественно-политические ток-шоу на федеральных телеканалах, у которых наконец появляются актуальные темы для программ. Имена провинившихся, как правило, известны большинству зрителей, что прибавляет рейтинга заезженным крикливым шоу.
Кикабидзе в этих шоу упрекали в том, что он плюнул в страну, которая, собственно, и сделала его знаменитым — а не будь нас, коптел бы ты в маленькой окраинной горной стране. Ну что с ним поделаешь. Отрезанный ломоть.
Иное дело — Улицкая. Живет в России, хотя интервью Гордону давала из итальянской Лигурии. Неплохо, значит, живет, коли имеет возможность писать новую книгу в Италии. И все ей не так.
По ней ударили из всех пропагандистских стволов. Но больше всего времени посвятил проступку писательницы Артем Шейнин в ток-шоу Первого канала «Время покажет». Тот самый Шейнин, который в предыдущей части этого выпуска, обсуждая с гостями студии проигрыш российской сборной в матче с Уругваем, впервые открыто выматерился, словно иллюстрируя слова Улицкой о зашкаливающем сегодня уровне агрессии, который нам всем необходимо снижать.
А потом, отметив, как восхищены иностранцы, приехавшие на чемпионат мира, Россией, ее уровнем сервиса, ее доброжелательностью и гостеприимством, перешел к злосчастному интервью, которое «особняком встало» на фоне всей этой эйфории, ломающей стереотипные представления о нашей великой стране.
Для начала, чтобы ввести в курс дела гостей студии и зрителей,
Шейнин предложил посмотреть самые вопиющие фрагменты этого
интервью, так возмутившие патриотическую общественность. А теперь,
как говорится, следите за руками. В той версии, которая была
предъявлена аудитории в ток-шоу «Время покажет», Дмитрий Гордон
спрашивает Улицкую: «Какие гены, на ваш взгляд, мешают россиянам,
да и украинцам стать полноценными европейцами? Что мешает?».
Улицкая отвечает: «Мы не можем стать европейцами, нам нужно еще,
быть может, 150 лет, а может, больше. Вот эта разница догоняния
существует. Единственное, что мы можем сделать — повышать
культурный уровень, уровень образования. К сожалению, он
падает».
«Вам не кажется, что Россия превращается в мировую провинцию?» — задает еще один вопрос Гордон. «Не кажется. Это, наверное, так оно и есть. Мы уплываем в какую-то архаику, и если употреблять слово «прогресс», то, конечно, мы движемся в обратном направлении. И это очень печально».
На самом деле Улицкая на вопрос о генах — иронический вопрос, ибо Гордон разговаривает не только с писателем, но и генетиком по первой профессии — отвечает вполне определенно: «Это абсолютно не генетическая проблема. Скорее, цивилизационный процесс, и связан он с тем, что цивилизация разных стран очень неравномерна». Дальше она еще долго рассуждает о цивилизационных циклах, благодаря которым одни страны в разное время опережали другие, а потом уступали им пальму первенства, и лишь в конце ответа произносит фразу о 150 годах, которые необходимы нам (и россиянам, и украинцам), чтобы догнать Европу. Но телевизионщики монтируют так, как им выгодно. И на основании этого грубого монтажа делают свои выводы.
А выводы кошмарные. «Я уж оставляю за рамками то, что человек по фамилии Гордон ставит вопрос о полноценности или неполноценности какой-то нации, группы людей по отношению к другим группам», — негодует Шейнин. После изумления одного из гостей — киноведа Давида Шнейдерова («а что с фамилией Гордон не так?») ведущий быстро находится: «Потому что фамилии Гордон, Шнейдеров, Шейнин относятся к тем, по поводу неполноценности которых ставился в свое время вопрос очень остро!»
К дискуссии подключаются зрители, чьи сообщения выводятся на экран: «Когда уже всякие улицкие перестанут ставить нам в пример загнивающую Европу?»; «Грош цена этому писателю, который поливает грязью свою страну и свой народ»; «Передайте этой «писательнице», что когда россияне мылись в бане, европейцы поливались духами, чтобы не вонять».
И вдруг, уже ближе к финалу, когда Улицкую причислили к зажравшейся компрадорской элите, страшно далекой от народа, к тому же намеренно давшей интервью не отечественному каналу, а каналу враждебной нам страны, Шейнин объявил, что сама «героиня» вышла на связь со студией, и она таки вышла.
А ведущий неожиданно оробел и вместо привычного хамства проявил почтение к писателю с мировым именем. Сама же Улицкая была, как всегда, мудра и доказательна, на вопросы отвечала искренне и без раздражения.
«Меня удивил контекст, когда интервью дается украинскому каналу. Для вас украинский контекст был важен или вам все равно?» — поинтересовался Шейнин. «Тема противостояния с Украиной вредная, нездоровая, ее надо снимать, — отвечала Улицкая. — Не было идеи сравнивать Россию и Украину. Мы, ребята, сидим в одной лодке». «Что дает вам основание говорить об архаике и провинциальности, в которую мы погружаемся по вашим словам, — в контексте восторгов иностранцев от чемпионата мира?» «Это литературное выражение, а вот то, во что превращается российская провинция, — это очень серьезно. Ощущение утраченной жизни, гибнет земля, дикие деньги вкладываются в парадную сторону. Есть идея служения, а есть идея правления. Мы имеем государственную правящую элиту, которая возит собачек на самолетах. Собственно, это то, что делает Навальный. Не мой герой, но это очень мощное движение по очищению системы, в которой мы все погрязли».
На этом месте микрофон у Улицкой отключился, а Шейнин быстренько ушел на рекламу. Вернувшись же, подытожил состоявшийся диалог: «Это очень важно разговаривать, слышать друг друга».
Да кто ж вам мешает? И почему прежде надо облить человека помоями, грубо выдернув его слова из контекста и полностью исказив их смысл, а потом с видом невинного агнца поинтересоваться у оболганного человека, что именно он имел в виду? Впрочем, достаточно было внимательно и непредвзято посмотреть интервью Улицкой Гордону, чтобы понять: никаким предательством российских интересов там и не пахнет. Но тогда не о чем будет почти полтора часа (столько длилось обсуждение «персонального дела» Улицкой в программе «Время покажет») кричать. И возмущаться: «А сало русское едят».
|
</> |