А по шапке?
mikfinn — 06.02.2010Всем доброго субботнего утра! В сегодняшнем посте я хочу немного рассказать о необычных традициях наших предков, связанных с привычными всем нам вещами. Вот, например, вы знаете, что древние славяне любой предмет своего гардероба наделяли особыми, не побоюсь этого слова, сакральными свойствами? Нет? Тогда вам – под кат!
Взять, к примеру, шапку. Носили ее зимой, и летом, причём зимой все, а летом только женатые мужики. Зачем? – спросите вы. А дело в том, что непокрытая голова считалась символом свободной воли, что у женщин, что у мужчин. Пройтись по деревне женатому и без шапки было непочтенно, постыдно, все равно, что в одних трусах. Однако иногда шапка шла в ход в ином своем качестве. Вот поспорили двое на что то, а как руки разбить? Это сейчас мы просим третьего ударить по сплетённым рукам спорщиков кулаком, а как раньше делали? Со всего размаху били шапкой! Или, например, сошлись поединщики. Шапки надо было кинуть оземь, да еще и ногой притопнуть. Этот ритуал - такой же древний, как и сам состязательный бой. Более того, шапка здесь символизирует вызов, нечто вроде перчатки. Оттого на судных поединках истец шапкой, что называется, просил поля, то есть снимал её и клал на стол. А ответчик должен был либо признать себя виновным, либо ответить шапкой. После того, как дело было сделано, шапки забирались. Отсюда и выражение «к шапочному разбору», то есть к самому концу.
Другим предметом достоинства являлись сапоги. Мало того, что они всегда отражали достаток и материальное благополучие владельца, сапоги еще и являлись знаком особого различия. В древности, например, существовал обычай награждать обувью с княжеской ноги. Вспомните сказки! Самое интересное, что это мог быть и только один жалованный сапог. И делай с ним что хочешь. Сапоги носило все население – и мужчины, и женщины, и дети. Изготовлялись они из разных кож: усмы, хези, яэьны. Оттого и мастеров часто именовали по данному признаку, например усмарями. Всё это говорит о большом почтении к представителям сапожной профессии и большом спросе на неё.
Кстати, выражение «пьёт как сапожник» появилось намного позднее, а в те времена почтенным людям негоже было напиваться в хлам. Кто-нибудь, вообще, знает, откуда оно пошло?
Но вернёмся к нашим баранам, то есть сапогам. Самыми бедными и жалкими людьми считались те, у кого сапог не было. Даже сейчас в качестве оскорбления иногда употребляется слово, пришедшее к нам с тех времён – «босяк». И еще один любопытный факт. Разделение по выкрою сапога на правый и левый появилось сравнительно недавно. В прежние времени нога сама разнашивала обновку, изготовленную лишь с учетом размера стопы. И уж, конечно, какой кулачный бой без сапога! Вспомните выражение «под каблуком». Удерживая шельмоватых своих супротивников от соблазна незаметно подняться на ноги уже после сбивания на землю, стеношники (то есть участники традиционной русской кулачной забавы «стенка на стенку») предусмотрительно придерживали поверженных ногой. А есть ещё поговорка «Москва бьет с носка!», в которой усматривается даже некая стилевая особенность.
UPD: stayseeavos добавляет объяснение ещё одной традиции - почему у мужчин и женщин на одежде пуговицы с разных сторон? Когда пуговицы появились, они были привилегией знати. Но не самой верхней, а той её части, мужчины которой одевались сами. Соответственно, пуговицы на одежде мужчин в основном располагались так, чтобы их было удобно застёгивать одевающемуся. А на женской - так, чтобы их было удобно застёгивать горничной. На сегодняшний день женщины просто привыкли застёгивать "наоборотные" пуговицы, и неудобства это не доставляет.
А вы знаете ещё какие-нибудь традиции предков, связанные с одеждой?