
А НУ-КА, ОТНИМИ!


Две крупнейшие российские правозащитные организации - "За права человека" и "Мемориал" - не будут отказываться от иностранных грантов, но при этом не планируют регистрироваться в качестве иностранных агентов, что предусматривает подписанный в субботу президентом РФ закон об НКО. "Мы объявляем кампанию гражданского неповиновения этому закону", - сказал Лев Пономарев. - "Если нас привлекут к ответственности за неисполнение закона, мы обратимся в Европейский суд по правам человека".
На самом деле, все предельно просто.
Сто раз об этом говорили.
А и в сто первый не вредно.
Если некая организация занимается политикой (или околополитикой) на деньги из-за рубежа, она, соответственно, и обслуживает интересы этого самого зарубежа. Уж кому-кому, а г-ну Пономареву это (1, 2) прекрасно известно. А раз так, то работать, официально зарегистрировавшись в качестве "иностранного агента" (как это делается в тех же США, по закону FARA) естественно и ничуть не унизительно.
С другой стороны, такая регистрация очень сильно снижает эффективность работы ("иностранным агентам" веры куда меньше, чем "искренним борцам за права человека"), а это снижает интерес заказчиков к г-ну Пономареву и ему подобным и чревато снятием с довольствия. Приходится искать варианты. Причем пойти по пути г-жи Коган ("Правовая инициатива"), став филиалом какой-нибудь зарубежной организации, честно зарабатывающей в России деньги, тоже не выход.
Спонсоры, отдадим им должное, это понимают, как понимают и то, что "нет денег, нет швейцарцев", в связи с чем ищут варианты. И находят. Скажем, г-жа Алексеева будет продавать гжель, и доходов с распродажи хватить на все. Короче говоря, есть масса способов обойти закон, введя посреднико. Но Людмила Михайловна старенькая, заслуженная и своя, можно сказать, кадровая. Ей можно пойти навстречу и не особо напрягать. А вот внештатники, туземный контингент должен выкладываться по максимуму, за каждый цент, без поблажек.
Вот и результат.
Вместо того, чтобы тоже что-то продавать, г-н Пономарев и ему подобные официально заявляют, что намерены нарушать закон. И деньги от хозяев получать, и не регистрироваться. Соответственно, подставляясь под санкции. То есть, будут пробовать власть на прочность, оставляя ей ровно два варианта: или не связываться и позволить иностранной агентуре и далее разрушать страну безнаказанно, или действовать строго согласно закону и навлечь на себя очередную порцию международной вони, - и в СМИ, и в судах, - насчет "преследования в России бедных правозащитников".
Не спорю, креативно...