
А можно вас пожертвовать искусству?


Дом был тоже замечательный. Этот восьмигранный болт ввинтили в небо, то есть построили к 25- летию первого на немецкой земле государства рабочих и крестьян. В нем имелось все, чего могла пожелать не слишком избалованная достижениями социализма душа: магазины в цокольном этаже, детский сад, спортзал, прачечная, кафе, и даже теннисный корт на крыше. Просторные, с двумя большими треугольными балконами квартиры тогда давались только и исключительно заслуженным ВИПам социализма.
А когда ГДР приказала долго жить, их место постепенно заняли завсегдатаи обочин капитализма: безработные, эмигранты и прочие личности сомнительного свойства. У подъезда круглосуточно дежурили бойкие чернявые ребята, торговавшие наркотой, на черной лестнице тусовались алкаши, а по вечерам в кафе внизу собирались серьезные бритоголовые парни в черном. Словом, там хватало развлечений на все вкусы.
...И вот как-тодвинулась я в центр. Это сейчас там все скучно и респектабельно, как в приличной бюргерской квартире. А тогда в центре царила обстановка студенческое общаги - все драное-облезлое, на каждом углу таблички «берегитесь карманников" на всех языках, но зато весело.
Выхожу я к Томас Кирхе - той самой, где Бах всю жизнь трудился, и вдруг вижу нечто, не совсем свойственное местному пейзажу. А именно - разбросанные по земле зеленоватые бумажки. И в центре этого мусорного безобразия стоят два парня в черном, так декоративно обвешанные железом, что прямо хоть в витрину скобяной лавки их ставь! Ребята держали большой самодельный транспарант: «Вы присутствуете на перформенсе известного русского художника-диссидента «Money makes the world go round». А ниже, помельче – « Все желающие могут получить автограф и оставить пожертвование».
Потенциальный получатель пожертвований, он же известный художник-диссидент - потертый, как старый пятак, мужичок средних лет, топтался тут же, перед плакатом. На голове у него был черный цилиндр, явно видывавший лучшие времена, а на лице – выражение Прометея, готовящегося скормить орлу двойную порцию своей печени. Но никакие орлы, то есть жаждущие приобщиться к его автографам, что-то не торопились - разве приостановятся, поглядят и дальше идут. И я остановилась, потому что много раз видывала этого типа и даже здоровалась с ним - он жил в нашем доме. И на этот раз поздоровалась и стала ждать, что дальше будет - вместе с парой-тройкой таких же праздных зевак.
Но долго ждать мне не пришлось. Вскорости художник вынул из картонной коробки, стоявшей у его ног, пачку зеленоватых бумажек и широким жестом сеятеля бросил ее на землю. Лицо у него было решительное, зубы стиснуты – ну, прямо передовик на колхозной ниве в борьбе за перевыполнение плана! Один из декоративных ребят у плаката тут же покинул свой ответственный пост и бросился снимать эту посевную кинокамерой. Разбросав пару пачек, художник возобновил свои топтания перед плакатом, а яч подобрала одну из бумажек. Это оказался бледновато-линялый аляповатый доллар - видно, его печатали на самом дешевом, какие бывают принтере.
И, поскольку больше ничего не происходило, то я двинулась по магазинам. А когда шла обратно, то увидела, что сцену с художником дополняют двое полицейских. Они как-то на удивление оживленно беседовали с этим сеятелем долларов. Зато декоративные ребята-ассистенты испарились, оставив его в одиночку защищать рубежи искусства. Я не стала ждать, чем все кончилось.
Но через несколько дней, когда случайно столкнулась с ним в подъезде, он сам заговорил со мной, хотя никогда раньше беседой не удостаивал. И я узнала, что он прибыл из одной вольнолюбивых балтийских республик. Во времена советской оккупации он очень страдал от удушаюших любой творческий порыв коммунистов и отсутствия свобод. А потом свободы стало много, но вот денег совсем не было, вот и уехал туда, где современное искусство больше ценят. Один, без жены. А вообще-то он женат на всех Музах сразу, особенно на той, что покровительствует концептуальному искусству – инсталляции там, хэппенинги, перформенсы...
Само собой, я поинтересовалась, чем кончился этот его перформенс.
-Чем-чем, - буркнул он – Штрафом! Фрицы поганые, ничего в искусстве не понимают! Картины им мои не нужны, преформенсы проводить без разрешения нельзя – как жить-то?
И потом еще минут десять ругался на немцев – он ведь потратился на бумагу и печатание долларов, а на социальную помощь не больно-то разживешься! А я смотрела на него и думала, что он ужасно похож на профиль Ленина на рублевой советской монете. С тех пор мы его так и прозвали - "Рублик"...