"А давайте попробуем сделать пониже"

топ 100 блогов yuripasholok07.07.2020 Еще в 1944 году французы решили возобновить работы над танками, которые отчасти продолжались и во время немецкой оккупации. 9 октября 1944 года генерал-лейтенант Лейер, начальник штаба французской армии, подписал приказ о начале работ по разработке и изготовлению новых образцов бронетанковой техники. При этом поначалу идея была вполне разумная. Предполагалось получить 30-тонный танк, вооруженный 75-мм пушкой с зенитной баллистикой. Другой вопрос, что и разработчиками, и заказчиками были, по сути, те же самые люди, которые в своё время организовали беспредел под названием французское танкостроение межвоенного периода. К тому же начинали работы не с нуля, а это означало, что придется использовать уже имеющиеся наработки. Помимо французских наработок, имелись и немецкие, прежде всего речь идет о Pz.Kpfw.Panther и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.
При таком подходе не стоит удивляться, что 30-тонная планка продержалась очень недолго. Началось всё с пушки. В декабре 1944 года появилось предложение использовать в качестве альтернативы 90-мм танковую пушку, созданную на базе зенитного орудия CA Mle 39 S. Уже к тому моменту проектная масса достигла 35 тонн, но после того, как толщину лобовой брони довели до 120 мм, масса улетела сильно за 40 тонн. А дальше пошло-поехало. В 1945 году планкой массы назначили 45 тонн, при этом был запущен конкурс на разработку нового танка (это не считая той машины, что делали на ARL). Согласно архивным данным, в конкурс вписались следующие фирмы: Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM), Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux (AMX), Lorriane, SOMUA и Renault. Довольно быстро планку подняли до 50 тонн, именно такую массу имел проект Chat Moyen 50t M4 (средний 50-тонный танк M4), или просто Char M4. Индекс AMX M4 задержался в обозначении машины на 5 лет, за это время проект прошёл целый ряд метаморфоз, изменившись почти полностью. И всё это время танк назывался Char Moyen, то есть средний. Те, кто делает классификацию танков по массе, от французов должны сходить с ума. По итогам сильно изменившийся AMX M4 имел массу 52 тонны, а дальше появились AMX 50, которые приблизились к 54 тоннам. И это был не предел - военная мысль толкала программу AMX 50 дальше, что неминуемо двигало к новым высотам.

Очередной виток драмы под названием "давайте, наконец, сделаем себе новый средний танк" начался в 1950 году, когда было решено поставить на шасси AMX 50 новое орудие. Речь идет о 120-мм пушке, которая являлась французской версией T53, наиболее удачной американской системы, испытывавшейся на Heavy Tank T34. С весны 1950 года AMX прорабатывала концепцию танка M4 с изменённой носовой частью, а также с новой «облегчённой» башней. В ходе исследований были проработаны различные варианты танка боевой массой от 50,5 до 70 тонн. От идеи постройки подобной машины отказались, но в сентябре 1950 года был представлен ещё один проект. В нём от исходной идеи осталась только башня, в которую инженеры предложили установить 120-мм пушку. Предлагались и башенные истребители танков, но это всё так и осталось проектами. Работы пошли по пути создания на базе «качающейся» башни новой, более крупной конструкции, рассчитанной на установку 120-мм орудия. Разрабатывала башню, разумеется, FAMH, которая и ранее выпускала "шляпы" для AMX M4.

А давайте попробуем сделать пониже
Макет "пониженного" AMX 50b


В июне 1952 года FAMH подготовила проект "качающейся" башни под 120-мм орудие, получившей обозначение T.O.A.120. По большому счету, это была вариация на тему башни для AMX 50, но увеличенная. Диаметр подбашенного погона в свету составил 2320 мм, полная высота достигла 1685 мм, а масса 20 260 кг. При такой массе башни даже предварительный расчет показывал, что полная масса танка будет составить не менее 58–59 тонн. Не меньше впечатляла высота – 3,5 метра, то есть больше, чем у Pz.Kpfw.Maus. Для общего понимания, танк всё еще оставался средним. Опытный образец танка построили в 1953 году, но уже тогда появилось понимание - чего-то идет явно не так. У танка начались проблемы с двигателем, который явно не был рассчитан на подобные нагрузки.

А давайте попробуем сделать пониже
Спецификация на танк с "пониженным" корпусом. Да, он средний, массу сами видите.

В декабре 1953 года была выдана спецификация на «пониженный» танк (AMX 50 Surbaissé), с изменённой башней, проходившей по спецификации T.O.B.120. Боевая масса машины должна была снизиться до 57 800 кг, а общая высота – уменьшиться до 3350 мм. Кроме того, явно перегруженный двигатель Maybach 295 было решено дефорсировать сначала до 900, а затем и до 850 лошадиных сил. Даже с такой мощностью скорость танка должна была остаться на уровне 50 км/ч. Кроме того, было решено пересмотреть схему бронирования. От катаного лобового листа толщиной 90 мм отказались, предложив вместо него литую деталь. Толщина стенок варьировалась в районе 60 мм, но за счёт очень больших углов наклона броня получалась эквивалентной 200-мм броне под прямым углом. Одновременно конструкторы отказались и от помощника механика-водителя. Последний пункт уже давно просился, ибо шаровую курсовую установку из корпуса убрали еще во времена AMX M4, так что пятый член экипажа ездил как балласт.

А давайте попробуем сделать пониже
Проект Char Moyen Surbaissé, конец октября 1953 года.

Документация на "пониженный" корпус внесла изменение и в обозначение танка. Дело в том, что в КД было использовано обозначение Char 50t B. Именно оттуда и пошло обозначение AMX 50B. Кстати говоря, данный индекс встречается неоднократно. Но при этом сам по себе индекс Char 50t выглядел крайне цинично, почти как немецкие VK, которые часто вообще не имели никакого отношения к реальности. Немцы явно французов покусали. Что же касается самого "пониженного" корпуса, то он, по сравнению с изначальным AMX 50, очень сильно изменился, практически полностью утратив преемственность. Проблему снижения высоты моторно-трансмиссионного отделения инженеры AMX решили за счёт переделки системы охлаждения. Вентиляторы убрали с надмоторной плиты, выведя воздуховоды в корму. В принципе, на фоне общего бреда, в который превратилась программа AMX 50, вполне разумные наработки.

А давайте попробуем сделать пониже
Кто еще не верит. Да, он именно средний.

Разум, впрочем, искать в программе AMX 50 сложно. Достаточно сказать, что уже очевидно выигрышный вариант с "пониженным" корпусом пришлось ждать 5 лет, и лишь под конец разработки танк стал тяжелым. Именно в таком статусе находится единственный сохранившийся образец AMX 50B, ныне стоящий в Сомюре. Ну а про перспективы серийного выпуска и нечего было говорить. Де Голль правильно сделал, что прибил данную программу, она оказалась мертворожденной. Но французы смогли - они сделали самый большой и тяжелый в истории средний танк.

Статья по AMX 50 B: https://warspot.ru/5135-dolgaya-doroga-v-tupik
Фотообзор: https://warspot.ru/5142-ponizhennyy-amx-50-iz-somyura

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В данный момент проводятся профилактические работы игры Город.Улучшаю работу ...
Знаменитое изречение Виктора Степановича Черномырдина как нельзя лучше подходит для того, чтобы охарактеризовать инициативу одной немецкой благотворительной организации. Сама по себе идея была интересной и полезной, помощь, вот это всё. Но как это было реализовано, аж глаз дергается. Я бы ...
джипег в монитор:) издатель разрешил выкладывать картинки во время работы над книжкой, чем я и пользуюсь :))) вот собственно, лист №2 ...
Цитата Туве о том,  что можно лечь на мосту, смотреть,как течёт вода, и вообще, быть счастливой-очень легко, это прекрасная цитата. И Туве прекрасная, и я даже читала её «дочь скульптора», а не только муми-сагу. Счастье-это что,момент или фон? Путь или цель? Процесс или результат? ...
Долго думал, чтобы такое почитать на сайте о чемпионате Испании. Все, что находил, мне совершенно не нравилось. И вот нашел человека. У него пока нет блога, посвященного великому турниру, но, возможно, он будет писать больше. Смотрите ...