
A COC?

Когда вы проходите справа авиадвигателя IAE V2500, то обязательно обращаете на неё.
За решёткой. Всегда интересно, что там движется за решёткой же, да. Туда-сюда, туда-сюда. И палец сунуть, и вообще что поважнее.
Так вот. Справа двигателя нас неизменно привлекает.

Спереди, сразу за алюминиевой обечайкой воздухозаборника, - это выход воздуха противообледенительной системы после обогрева входника.

Далее, в правом нижнем углу, - это труба суфлирования маслосистемы. Уже ближе к телу, да?

Над ней - лючок доступа к ручному приводу воздушной заслонки подачи воздуха на стартер двигателя при запуске.
Внизу торчит дренажный насадок двигателя. Про него я пока не рассказывал.
А вот самое большое и тёмное в этой истории как раз видно справа выше. Это как раз и есть предмет нашего сегодняшнего интереса.
Называется он ACOC - Air Cooled Oil Cooler - воздухоохлаждаемый маслорадиатор. Или по-русски ВМР - воздухо-масляный радиатор.

Понятно, что снаружи мы видим не сам радиатор, а лишь пластиковую решётку сброса воздуха из него.

Но я вам сейчас кое-что объясню. Встаньте к стенке. В глаза смотреть.
Итак, маслосистема двигателя IAE V2500.

На этой схеме много всякой херни, но нам сегодня интересна лишь правая часть. Там показано охлаждение масла.
Масло в этом двигателе поступает в маслобак после всяких двигательных вертушек горячим. И горячим же забирается оттуда нагнетающим маслонасосом.
Далее оно проходит через маслофильтр нагнетания. И только потом охлаждается двумя радиаторами. Вторым по ходу движения будет FCOC - топливо-масляный радиатор (по-русски ТМР). Он является основным охладителем. В нём масло подогревает топливо выше температуры замерзания воды. Избегая таким образом засорения топливной системы двигателя льдом в случае кристаллизации находящейся в топливе воды. Иначе двигатель может остановиться.
Забегая вперёд по этой странной жизни, скажу, что находится этот FCOC слева вверху на корпусе вентилятора, под капотом.

А наш сегодняшний герой - ACOC - строго напротив него, справа внизу.

Как понятно из описания, масло проходит сначала через него; и течёт постоянно. Но ACOC работает лишь тогда, когда FCOC не справляется с охлаждением масла.
И в этом случае по электрическим сигналам срабатывают топливные краны привода заслонки, которая, поворачиваясь на оси, открывает путь охлаждающему воздуху через радиатор.

Топливо используется тут в качестве гидрожидкости.
Управляющий заслонкой клапан находится на корпусе заслонки.

К капоту это всё уплотняется резиновым валиком по периметру выходного окна.
Вся сборка - подводящий воздух короб, радиатор, и выходной короб с заслонкой и приводом - находятся справа снизу корпуса вентилятора. Под правым капотом вентилятора.

Снаружи двигателя через решётку

можно увидеть заслонку на валу.

Иногда она немного задирает корпус, да.
А если повезёт, и она будет приоткрыта, то видно даже немножко радиатора.

Вот он какой.

И последним интересным на сегодня будет то, откуда же забирается охлаждающий воздух.
К радиатору он подводится через фигурный патрубок.

А этот патрубок забирает его из окна в корпусе вентилятора.

Чтобы его увидеть, надо знать, куда смотреть.
Можно попытаться увидеть его сзади двигателя, в наружном контуре, но оттуда его почти не видно.
Поэтому заглянем в вентилятор спереди.

Это совсем не страшно - помните, ведь совсем недавно мы даже снимали лопатки и шпаклевали корпус?
И вот если просунуть выносной глаз через лопатки вентилятора...

То сзади неподвижных лопаток примерно на 4 часа в корпусе вентилятора будет видно тёмное окно, подобного которому больше нету нигде рядом по окружности вентилятора.

Это и есть заборное окно для воздуха охлаждения ACOC.
Оно находится сзади неподвижных спрямляющих лопаток вентилятора. И перед заслонками, перекрывающими проточную часть наружного контура при включении реверса. Поэтому, получается, при реверсе через этот радиатор дует сильнее. Если открыта заслонка, конечно.
Так-то вот. Проходя мимо, знай и правильно применяй.