Главный тормоз в кабине Эйрбаса
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Но сегодня злобный техник пошутит над вами - вместо анекдота вам опять будет матчасть :)
Однако если вы осилите это произведение, то поймёте, почему в заголовке, как обычно, была совсем не шутка. И кто в кабине Эйрбаса всё же главный тормоз.
Как вы помните, недавно мы прочитали интересный рассказ про ногогрейки Airbus-320.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Главный тормоз в кабине Эйрбаса](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-e998ab.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2418944/2418944_1000.jpg)
И как вы ещё раз помните, закончился он интригующим вопросом про пустой кронштейн возле выхлопа воздушного подогрева.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса IMG_5743 Главный тормоз в кабине Эйрбаса IMG_5743](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-d86dd2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2429001/2429001_original.jpg)
Так сейчас я вам расскажу, кто тут есть ху.
А в процессе нам придётся ознакомиться с некоторыми основами торможения колёс Airbus-320. И особенно в части альтернативного его типа.
Итак, надо сказать, что система торможения бывает старая и новая. Начнём, естественно, со старой.
Если говорить не об автоторможении после посадки, и не учитывать вопрос антиюзовой автоматики, а разбираться только в торможении, делаемым пилотами, то надо понимать, что тормозят они ногами. Через педали.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Pedals Главный тормоз в кабине Эйрбаса Pedals](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-c7b61f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2431154/2431154_1000.jpg)
То есть, вот эти же самые педали, когда используются для управления рулём направления, движутся в противофазе - когда левая вперёд, то правая назад; и наоборот. При управлении рулём направления педали движутся целиком.
Но если нажать одновременно не на нижнюю часть педалей, а на верхнюю, то верхние части педалей поворачиваются относительно горизонтальной оси, находящейся у них внизу. И тогда это приводит к торможению колёс. Можно тормозить независимо тормозами левой и правой стойки, если хочется.
Педали капитана (CPT) и второго пилота (First Officer) соединены между собой тягами, и все их движения происходят одновременно. Если мы залезем в технический отсек под кабиной, то эти тяги с механизмами педалей хорошо видны:
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_170945 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_170945](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-728c69.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2423564/2423564_1000.jpg)
(перед самолёта - внизу фотки, слева чёрное - приёмопередатчик погодного локатора)
На схеме видны два агрегата, относящихся к торможению.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Pedals Главный тормоз в кабине Эйрбаса Pedals](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-c7b61f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2431154/2431154_1000.jpg)
Это датчик положения тормозных педалей (Brake Pedal Position Transmitter Unit) и главные цилиндры (Master Cylinders).
BPTU используется для основного торможения. То есть, когда всё работает нормально. Тогда тормоза работают от гидросистемы G.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Norm Braking Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Norm Braking](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-93cc7d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2428458/2428458_1000.jpg)
Сигналы положения педалей проходят в какие-то электронные потроха, там учитываются скорости колёс, антиюз, и дальше электрические сигналы управляют электрогидравлическими тормозными клапанами, которые и меняют давление гидрожидкости, подходящее в тормоза.
Вот этот чёрненький и есть датчик положения тормозных педалей:
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171524 Hydr FO BPT Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171524 Hydr FO BPT](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-4d5d3e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2424690/2424690_original.jpg)
Он установлен снизу механизма педалей второго пилота.
Педали капитана в этом месте голы и босы.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171632 Hydr CPT Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171632 Hydr CPT](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-6ec848.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2425115/2425115_original.jpg)
Однако не всё всегда идёт так, как хотелось бы.
Поэтому, кроме основного, на A320 есть и система альтернативного торможения. Она работает от гидросистемы Y.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Alt Braking Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Alt Braking](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-bd995c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2427812/2427812_1000.jpg)
Также при отсутствии давления в этой гидросистеме для торможения может использоваться давление аварийного гидроаккумулятора, находящегося в основной нише шасси.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Accumulator Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Accumulator](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-7c3d61.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2427438/2427438_original.jpg)
Этот же гидроаккумулятор используется для стояночного торможения.
Схема альтернативного торможения:
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Schm Full Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Schm Full](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-674774.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2428856/2428856_1000.jpg)
Если рассмотреть только интересующую нас сегодня её часть,
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Alt Schm Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Alt Schm](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-a7d19b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2428058/2428058_1000.jpg)
то понятно, что управляющий элемент в этой системе тоже чисто гидравлический.
Этих элементов два - по одному на каждую педаль. Левый цилиндр управляет давлением в тормозах левой амортстойки, а правый цилиндр - правой стойки.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Artificial Feel Главный тормоз в кабине Эйрбаса Hydr Artificial Feel](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-a1ba42.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2428355/2428355_1000.jpg)
При нажатии педали цилиндр преобразует это усилие в давление гидрожидкости, которое отводится через шланг.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171539 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171539](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-17c03a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2425075/2425075_1000.jpg)
Дальше это давление по банальным трубкам тянется через пол-самолёта к клапанам в основной нише шасси, где управляет подачей давления в тормоза.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Tubes Главный тормоз в кабине Эйрбаса Tubes](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-0f72f5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2432536/2432536_1000.jpg)
Устройство тормозных цилиндров сравнительно простое.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Spring rod Главный тормоз в кабине Эйрбаса Spring rod](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-9c96f2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2432418/2432418_original.jpg)
Они являют собой, в сущности, гидроцилиндры с пружинами внутри.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Master cylinder Schm Главный тормоз в кабине Эйрбаса Master cylinder Schm](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-e3963f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2430632/2430632_1000.jpg)
Пружины нужны для обратной связи пилотам о величине отклонения педалей, и возврата педалей после отпускания.
Понятно, что раз цилиндры заполнены гидрожидкостью, то она должна откуда-то браться. Берётся она из небольшого резервуара.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса IMG_5995 Главный тормоз в кабине Эйрбаса IMG_5995](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-dfbda6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2429777/2429777_original.jpg)
Его можно увидеть перед левой педалью второго пилота.
Резервуар содержит небольшой объём гидрожидкости, и по принципу действия похож на резервуар демпфера шимми на амортстойке.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Reservoir Description Главный тормоз в кабине Эйрбаса Reservoir Description](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-9d55c1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2431855/2431855_1000.jpg)
Он автономен, ниоткуда не питается.
Внутри имеет полость, заполненную гидрожидкостью. А подпружиненный поршень создаёт в этой полости давление примерно 0,5 атм (на земле).
От него-то и запитываются главные тормозные цилиндры альтернативного торможения.
Если глянуть снизу, от люка техотсека наверх, то можно рассмотреть его на уровне пола кабины.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171459 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171459](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-7aa8af.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2424505/2424505_original.jpg)
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171249 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171249](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-47a82e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2423842/2423842_1000.jpg)
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200226_104258 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200226_104258](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-114b47.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2421686/2421686_1000.jpg)
От него отходит фторопластовая трубочка.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200226_104308 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200226_104308](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-f0b324.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2421950/2421950_1000.jpg)
Она соединена с небольшим корытцем, куда может сливаться излишек гидрожидкости изнутри резервуара при нежданном повышении давления внутри него.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200226_104338 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200226_104338](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-c26155.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2422173/2422173_original.jpg)
Снаружи резервуара торчит полупрозрачная трубка с зелёным и красным ободками.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Reservoir Bands Главный тормоз в кабине Эйрбаса Reservoir Bands](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-d3d9fe.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2431375/2431375_original.jpg)
Они показывают количество гидрожидкости внутри резервуара.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Reservoir Color Главный тормоз в кабине Эйрбаса Reservoir Color](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-1b25f8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2431608/2431608_1000.jpg)
Когда жидкости станет мало, пружина, поддавливающая её, переместит поршень с его трубкой от зелёного ободка к красному.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200226_104440 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200226_104440](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-f63b26.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2422359/2422359_original.jpg)
И это значит, что резервуар пора заправить.
Заправка происходит специально обученным приспособлением.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Filling Главный тормоз в кабине Эйрбаса Filling](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-1b195e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2427146/2427146_original.jpg)
Оно подсоединяется к обратному клапану снизу резервуара, и жидкость закачивается внутрь него под давлением.
До тех пор, пока поршень не переместится до зелёной отметки.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171346 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_171346](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-bc0c81.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2424205/2424205_1000.jpg)
Этот-то резервуар и должен находиться на кронштейне, который был сфоткан пустым.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса IMG_5987 Главный тормоз в кабине Эйрбаса IMG_5987](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-679fae.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2429503/2429503_original.jpg)
Почему же его там не было?
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_151628 Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_151628](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-ddedd3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2423535/2423535_original.jpg)
Потому что новая система альтернативного торможения устроена немного иначе.
Она заметно более электрическая.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Sys Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Sys](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-12cede.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2426964/2426964_1000.jpg)
И видно, что положение педалей теперь передаётся двумя датчиками - на капитанских и на второпилотских педалях.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса BPTU ABCU Главный тормоз в кабине Эйрбаса BPTU ABCU](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-56da76.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2425668/2425668_original.jpg)
Основное торможение всё так же осталось электрическим.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Norm Braking Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Norm Braking](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-5fb475.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2426393/2426393_1000.jpg)
По сигналам от опять же педалей второго пилота.
А альтернативное торможение происходит по сигналам от датчиков на педалях капитана.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Alt Braking w Antiskid Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Alt Braking w Antiskid](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-f4c69a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2426021/2426021_1000.jpg)
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Schm Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Schm](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-248edf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2426693/2426693_original.jpg)
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Alt Brk wo AntiSkid Главный тормоз в кабине Эйрбаса Elec Alt Brk wo AntiSkid](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-d6e3d5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2426135/2426135_1000.jpg)
Индикатор давления в тормозах на передней центральной приборной доске что-то там показывает при этом.
Добавился новый блок - альтернативного торможения (ABCU).
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса ABCU Главный тормоз в кабине Эйрбаса ABCU](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-6db92e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2425426/2425426_original.jpg)
Датчик положения педалей второго пилота:
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_150118 Elec FO Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_150118 Elec FO](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-212d66.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2422702/2422702_original.jpg)
И капитана:
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_150709 Elec CPT BPT Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_150709 Elec CPT BPT](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-60d913.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2423095/2423095_1000.jpg)
Да - теперь и капитану выдали свои датчики. Хоть не обидно.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса IPC Hydr Главный тормоз в кабине Эйрбаса IPC Hydr](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-5fc963.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2430231/2430231_1000.jpg)
Видно, что в отличие от старой системы, в новой на месте главных цилиндров установлены обычные пружинные тяги.
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса IPC Elec Главный тормоз в кабине Эйрбаса IPC Elec](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-141e8b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2430157/2430157_1000.jpg)
Они и создают искусственное загружение педалей при пользовании тормозами у F/O:
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса IMG_5931 Elec FO BPT Главный тормоз в кабине Эйрбаса IMG_5931 Elec FO BPT](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-602c7b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2429400/2429400_1000.jpg)
И ваш Кэп:
![Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_150353 Elec CPT Главный тормоз в кабине Эйрбаса 20200305_150353 Elec CPT](/images/main/glavniy-tormoz-v-kabine-eyrbasa-ff35cc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2422967/2422967_original.jpg)
Теперь, возвращаясь к главному вопросу сегодняшнего дня, мы с вами можем хором ответить, кто и почему есть главный тормоз Эйрбаса.
Конечно же, это второй пилот. Потому что в старой версии тормозной системы именно к его педалям присоединены и датчик положения тормозных педалей, и основные тормозные цилиндры. А капитан давит на пустые педали.
Да и в новой версии основным торможением управляют именно его педали.
Кстати, на Боинге-737 Классике, как нам уже давно известно, второй может перекрыть первому кислород :)
Так что любите второго пилота - он член экипажа.
|
</> |