А что это у вас такое интересненькое, парни?

30 апреля 2025

У нас продолжается разбор полетов в Китае и попытки понять, что же
там такое летает, но глазами американцев. Есть смысл, потому что у
нас как бы интерес такой… Гастрономический и не более того, а вот
на той стороне Атлантики интерес животрепещущий, и понятно
почему.
Потому что КНР и США видятся в Америке противниками.

Значит, все изображения новых истребителей-невидимок, разработанных
в Китае, а также других потенциально интересных объектов, похожих
на истребители, и даже странные объекты, потенциально не похожие на
истребители, – все это является предметом рассмотрения в телескопы
из Америки.
И тут поле для размышлений – ого-го, потому что китайцы особо
ничего не скрывают. На первый взгляд. Самолеты летают белым днем,
попадают на камеры смартфонов, так что особо и шпионить не надо:
зашел в «ТикТок» или WeChat – и вот тебе все, что есть на
сегодня.

Но съемки самолетов с земли — это одно, а летные испытания — это
другое. И как раз летные испытания двух новых китайских
истребителей следующего поколения продолжаются быстрыми темпами и
дают новую информацию об обоих самолётах. Но немного.
Последние изображения более крупного из двух самолётов, обычно — но
неофициально — называемого J-36, позволяют лучше всего на
сегодняшний день рассмотреть выхлопные сопла трёх его двигателей и
кабину, которая, как оказалось, может быть двухместной.
Дополнительные изображения второго самолета, обозначаемого как
J-XDS или J-50, демонстрируют интересную конфигурацию отсека сбоку
от фюзеляжа сразу за воздухозаборником и подчёркивают другие
отличительные особенности, такие как поворотные поверхности
управления на законцовках крыла.
Некоторые эксперты в США до сих пор считают, что многие свежие
кадры полетов J-36 и J-50 были сфабрикованы. Стоит отметить, что
такая вероятность есть, хотя и очень невелика. Известно, что в
Интернете распространяются версии некоторых фотографий самолета,
которые были намеренно улучшены с использованием генеративного
искусственного интеллекта, чтобы попытаться собрать больше деталей.
Многие телефонные камеры теперь выдают изображения, которые по
умолчанию также «сглажены». Ну и плюс надо учитывать, насколько
китайцы умеют играть в игры по дезинформации.
Последние кадры с J-36 на видео и связанные с ними изображения
представлены в постах в социальных сетях, которые, как
утверждается, были сняты в городе Чэнду. За самолёт отвечает
Чэндуская авиастроительная корпорация, главный завод которой
находится там же. Так что всё логично и не требует особой проверки.
Как говаривал покойный сатирик Михаил Задорнов, файлы сошлись.
Но есть нюансы.
Как уже отмечалось, новые изображения J-36 сзади позволяют лучше
всего рассмотреть выхлопные сопла трёх двигателей, что уже само по
себе является весьма необычным. Необычным не в плане особенности
самолёта, а в том, что были показаны детали, которые как раз
показывать и не стоило, поскольку по ним можно сделать очень много
выводов.

На изображении мы можем увидеть «лепестки», выступающие над
выхлопными трубами, которые находятся внутри хвостовой части
самолёта. Это подчёркивает сходство конфигурации выхлопной системы
J-36 по форме и функциям с выхлопной системой YF-23 компании
Northrop. YF-23 также отличался экзотической конструкцией
воздухозаборника с разделением пограничного слоя для улучшения
воздушного потока.

Выхлопная система J-36 в целом много взяла от выхлопной системы
YF-23. И неудивительно, поскольку эта игра на понижение заметности
как для радаров, так и для инфракрасных датчиков будет длиться
столько, сколько будут разрабатываться самолеты. Уменьшение
выхлопных газов двигателя перед верхней задней кромкой самолёта —
это классический элемент конструкции с пониженной заметностью,
который компания Northrop в значительной степени внедрила в Tacit
Blue, B-2 Spirit и YF-23. Выхлопные газы рассеиваются и могут
активно охлаждаться в верхней части фюзеляжа, что затрудняет
обнаружение самолета в ИК-диапазоне с земли.
Видео с J-36 также позволяет по-новому взглянуть на кабину пилота.
С тех пор как самолёт впервые появился на публике, ходили слухи,
что у него может быть двухместная кабина с сиденьями,
расположенными рядом, как у Су-34. Однако на одном из свежих фото
отчетливо видны два больших дисплея, расположенные друг за другом,
что снимает все вопросы о количестве и расположении экипажа в
кабине.

Удивительного ничего, либо у вас одноместный самолет с
суперкомпьютером, который сможет разгрузить летчика в бою, взяв на
себя множество обязанностей, либо два члена экипажа, один из
которых пилотирует самолет, ни на что особо не отвлекаясь, второй
управляет системами защиты и вооружением.
Кстати, если посмотреть на то, чем вооружается весь мир, то
двухместные самолеты начинают доминировать. И дело тут не в том,
что народец тупой пошел, нельзя сложную технику доверить, а в том,
что в самолете различных систем становится все больше и управлять
ими все сложнее. Потому и F-15 окончательно стал двухместным, и
Су-30 покупают с удовольствием многие страны мира.
Идем дальше.
Как уже упоминалось, наиболее интересным на новых фото является то,
что на правой стороне фюзеляжа за воздухозаборником отчётливо виден
своего рода отсек с ярко выраженной выпуклостью спереди. Он также
расположен прямо перед основным отсеком с этой стороны самолёта.
Вероятно, симметрично ему на другой стороне может иметься еще один
такой отсек.

Крупный план отсека J-50 с правой стороны фюзеляжа
Неизвестно, предназначен ли отсек J-50 для оружия
или для каких-то других целей, например, для аппаратуры РЭБ. В выпуклом сегменте очень неплохо размещалась бы
антенна, например. Уже поднимался вопрос о том, достаточно ли
внутреннего пространства в этой части самолёта для размещения
соответствующих боеприпасов. Здесь стоит отметить, что у китайского
малозаметного истребителя J-20 отсеки для оружия расположены
примерно в том же месте и тоже имеют необычную конфигурацию:
ракеты выдвигаются вместе со стартовыми
направляющими перед запуском. Но о J-20 и его системах вообще
отдельный разговор, потому что просачивается много чего такого,
противоречивого.
В общем, контейнеры — это целая тема для размышлений.
Зато можно поставить точку в теме про эти штуковины на концах
крыльев. Если перевести с китайского, то они обозначены как
«поворотные поверхности управления на законцовках крыла».



Напомним, J-50 — бесхвостка. А значит, как у любого самолета такой
схемы, есть проблемы с горизонтальной остойчивостью. Они решаются,
в том числе и таким образом, как такие поворотные законцовки крыла,
которые обеспечивают дополнительную устойчивость бесхвостым
самолётам. Вопрос эффективности, но в этом и интерес.
Вообще то, что сегодня происходит в Китае, – интересно всё. И то,
что они уже сделали, и то, что они сделают, – тоже.
У многих в США (да и у нас есть такие) складывается мнение, что вот
вся эта суета с J-36 и J-50 – в некотором роде маскировка. Ну
действительно, новейшие самолеты следующего поколения рассекают над
городами на таких высотах, что только ленивый еще не заснял их на
свой смартфон.

И это при том, что изображения новейших систем ракетного вооружения
можно даже не искать. Их просто не будет на фото, потому что в
Китае умеют хранить секреты. А вот самолеты шестого поколения или
прототипы таких самолетов может увидеть каждый.
Ну не логично, не так ли?
И многие это понимают. И начинают делать определенные выводы,
особенно когда в Интернете появляется спутниковое фото с Google
Earth, на котором виден любопытный объект, похожий на малозаметный
истребитель с модифицированной ромбовидной дельта-платформой,
передним горизонтальным оперением и двумя вертикальными
стабилизаторами. И стоит он не абы где, а на площадке перед
пассажирским терминалом аэропорта Цзинин-Цюйфу в провинции Шаньдун
на востоке Китая. И появляется этот аппарат там систематически и
регулярно с сентября прошлого года.


Тут у многих возникнет вопрос: ну да, гражданский аэропорт – это
лучшее место для маскировки секретного аппарата, не так ли? Да, всё
так. Особенно если учесть, что аэропорт закрыт с декабря 2023
года.
Вместо аэропорта Цзинин-Цюйфу теперь работает другой аэропорт
Цзинин-Даань. А рядом с аэропортом Цзинин-Цюйфу совершенно случайно
располагается авиабаза Цзинин. И здесь тоже много странностей, ведь
на военной авиабазе просто обязана быть своя взлетная полоса. Зачем
и ради чего такие сложности?
Некоторые американцы всерьез считают, что это какой-то макет. Он
имеет некоторое сходство с Baidi Type-B, также известным как «Белый
император», цитата:
«Полностью вымышленным космическим истребителем, который Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) представила на авиасалоне в Чжухае в 2024 году».
Это называется «сбить с толку своих и запутать всех остальных».
Если истребитель полностью вымышленный, тогда вопрос на 50 тысяч
долларов: а что тогда летало в Чжухае? Логика определенная есть,
как ни крути.
Также уже проводились сравнения с «макетами», отдалённо
напоминающими J-20, которые появились на удалённой авиабазе Линтао
на севере центральной части Китая в 2022 году.

Однако конструкция крыльев и носа объекта в Цзинине заметно
отличается от тех, что были ранее замечены на Линтао, которые также
могут быть макетами или приманками.

Сравнение одной из «форм» Линтао и объекта, появившегося в
Цзинине
В социальных сетях также распространяется видео, которое вызвало
вопросы о том, появился ли ещё один новый китайский военный
самолёт. Понять из видео, учитывая, насколько далеко находится
самолёт на кадрах и их общее качество, можно немного.
Происхождение ролика также не совсем понятно. То, что можно
увидеть, не похоже на известные китайские разработки. Общая форма
аппарата также не соответствует чему-то известному. Получается, что
все вопросы будут упираться в некий до сих пор не
идентифицированный бесхвостый самолет, который появился на главном
заводе Шэньяна в январе.

Шеньян, конечно, то место, откуда может появиться что-то новое, но
не такими же темпами?
Хотя, будем справедливы: это не первый случай, когда внезапно
появляется новый китайский самолёт. Ярким примером является
появление J-36 и J-50 в полёте 26 декабря прошлого года, несмотря
на то, что ранее не было опубликовано ни одного изображения этих
самолётов. Так что определенный стиль китайских военных и
авиастроителей присутствует.
Продолжающиеся испытания J-36 и J-50, безусловно, будут раскрывать
новые подробности об этих самолетах. С ними все более или менее
понятно, а вот если другие перспективные китайские самолёты уже
летают или находятся на последних стадиях разработки, то вскоре
могут появиться дополнительные сведения и о них.
Но в целом складывается впечатление, что то, что показывают
китайцы, — это одна сторона медали, а что не показывают —
другая.