А был ли мальчик?
vikond65 — 24.08.2015
В связи с вчерашней заметкой про двухмоторное угробище Анри
Коанда у меня возник вопрос: а все-таки, какой же самолет
был первым реально летавшим двухмоторником? В России на этот вопрос
обычно отвечают, что первый двухдвигательный аэроплан, к тому же -
самый крупный в мире на тот момент, спроектировал и построил
работавший в Германии русский изобратетель Борис Григорьевич Луцкой
(или Луцкий) в 1909 году.Классик нашей авиационной историографии В.Б. Шавров в свое время написал, что аппарат Луцкого имел два мотора мощностью по 50-60 л.с., разработанные самим Луцким, но при этом - три винта. Оба двигателя стояли в фюзеляже, один из них напрямую вращал носовой винт, а другой - посредством каких-то передач крутил два боковых пропеллера. В ходе испытаний самолет достиг рекордной скорости 90 км/ч.
В общем, исключительно выдающаяся машина, мало того, что самая большая, так еще и наиболее быстрая. Напомню, что в 1909 году официальный рекорд скорости среди самолетов, зарегистрированный на Реймском авиафестивале, составлял 77 км/ч, а побит он был лишь через год.
Первое издание книги Шаврова вышло почти полвека назад, и с тех пор его рассказ про удивительный самолет Луцкого разошелся по великому множеству печатных и электронных изданий. Беда лишь в том, что все эти издания либо советско-российские, либо украинские.
Недавно свидомые историки решили предъявить права на Луцкого на том основании, что он родился в Таврической губернии, однако, сейчас речь не о них. Ни в одной авиационно-исторической публикации, изданной за пределами бывшего Союза, мне не удалось найти никаких упоминаний о самолете Луцкого образца 1909 года. Вообще никаких, ноль. А ведь, если верить Шаврову, самолет был построен в Германии, на знаменитой фирме "Даймлер" и испытан в Штутгарте. Почему же даже немцам о нем ничего не известно? Или это какой-то необъяснимый заговор молчания?
Также нет никаких фотографий машины, за исключением одного мутного и жутко заретушированного снимка, гуляющего по российским изданиям в двух вариантах - с убранным и неубранным фоном.


На снимке не видно ни моторов, ни шасси, и уж тем более, по нему нельзя сказать - был ли аппарат закончен и поднимался ли он в воздух. Некоторым объяснением всем этим странностям может служить то, что Шавров взял информацию о самолете Луцкого из статьи некоего Б.Воробьева, опубликованной осенью 1913 года в петербургском журнале "Воздухоплаватель". А Воробьев писал свою статью со слов самого Луцкого.
И все же, быть может, существуют какие-то иные, более веские доказательства полетов луцковской машины и установленного ею рекорда? Хотелось бы на это надеяться, но, честно говоря, надежда довольно слабая.
|
|
</> |
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
О секрете Трампа Когда и как его завербовала российская разведка?
Завтраки в Оймо-Таш
Принц Уильям посетил официальное открытие Центра болезни двигательных нейронов
Последняя надежда российского авиапассажира
Ночной Израиль
TTArtisan расширил линейку объективов Dual Bokeh 50-мм и 85-мм моделями
Англия № 1
Трон: Арес / Tron: Ares (США, 2025)

