А был ли мальчик?

топ 100 блогов vikond6524.08.2015 В связи с вчерашней заметкой про двухмоторное угробище Анри Коанда у меня возник вопрос: а все-таки, какой же самолет был первым реально летавшим двухмоторником? В России на этот вопрос обычно отвечают, что первый двухдвигательный аэроплан, к тому же - самый крупный в мире на тот момент, спроектировал и построил работавший в Германии русский изобратетель Борис Григорьевич Луцкой (или Луцкий) в 1909 году.
Классик нашей авиационной историографии В.Б. Шавров в свое время написал, что аппарат Луцкого имел два мотора мощностью по 50-60 л.с., разработанные самим Луцким, но при этом - три винта. Оба двигателя стояли в фюзеляже, один из них напрямую вращал носовой винт, а другой - посредством каких-то передач крутил два боковых пропеллера. В ходе испытаний самолет достиг рекордной скорости 90 км/ч.
В общем, исключительно выдающаяся машина, мало того, что самая большая, так еще и наиболее быстрая. Напомню, что в 1909 году официальный рекорд скорости среди самолетов, зарегистрированный на Реймском авиафестивале, составлял 77 км/ч, а побит он был лишь через год.
Первое издание книги Шаврова вышло почти полвека назад, и с тех пор его рассказ про удивительный самолет Луцкого разошелся по великому множеству печатных и электронных изданий. Беда лишь в том, что все эти издания либо советско-российские, либо украинские.
Недавно свидомые историки решили предъявить права на Луцкого на том основании, что он родился в Таврической губернии, однако, сейчас речь не о них. Ни в одной авиационно-исторической публикации, изданной за пределами бывшего Союза, мне не удалось найти никаких упоминаний о самолете Луцкого образца 1909 года. Вообще никаких, ноль. А ведь, если верить Шаврову, самолет был построен в Германии, на знаменитой фирме "Даймлер" и испытан в Штутгарте. Почему же даже немцам о нем ничего не известно? Или это какой-то необъяснимый заговор молчания?

Также нет никаких фотографий машины, за исключением одного мутного и жутко заретушированного снимка, гуляющего по российским изданиям в двух вариантах - с убранным и неубранным фоном.

 А был ли мальчик? lutskoiI_0

 А был ли мальчик? c744b2760c4c

На снимке не видно ни моторов, ни шасси, и уж тем более, по нему нельзя сказать - был ли аппарат закончен и поднимался ли он в воздух. Некоторым объяснением всем этим странностям может служить то, что Шавров взял информацию о самолете Луцкого из статьи некоего Б.Воробьева, опубликованной осенью 1913 года в петербургском журнале "Воздухоплаватель". А Воробьев писал свою статью со слов самого Луцкого.
И все же, быть может, существуют какие-то иные, более веские доказательства полетов луцковской машины и установленного ею рекорда? Хотелось бы на это надеяться, но, честно говоря, надежда довольно слабая.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наткнулась тут на очередное высказывание от весьма умной, кстати, женщины, в духе: "Мир предлагает людям танец, а они видят в нем борьбу" - и дальше длинное красивое рассуждение о том, что любые обстоятельства - это только точки роста, что надо сосредотачиваться не на том, чего не можешь, ...
В начале марта мы с друзьями ездили в лес на первый весенний пикник. Вовка идет от машины к месту пикника со всеми причиндалами, а я иду рядом налегке, помахивая веточкой. Милка с чужой дружелюбной собачкой, забредшей на наш веселый огонек (а в это время где-то там Оливер пасется ...
Колишніх "беркутівців" розміщують на базі "Пролісок", що на Житомирській трасі під Києвом, повідомляє видання "Інформатор". Тепер ви розумієте чому ЖОДНОГО співробітника "Беркута" не притягнули до кримінальної відповідальності за події на Майдані в 2014 році? Пороше ...
Некий пользователь опубликовал Обращение к руководству сети. И пожаловался в нем на то, что «было снято действие ЧС и бана пользователей в отношении материалов, включенных в главную ленту сайта». И тем самым, добавлю от себя, были развязаны руки любителям троллинга. ...
Чергова акція проти міліцейської сваволі відбулась у Києві посеред людної Софієвської площі. Цього разу захід був менш масовим, але видовищним. Учасники лягали на асфальт, а їх контури обмальовували крейдою. Через те, що бажаючих заличитись до ...