А. Б. Иегошуа, «Любовник»

1973 год, Война Судного дня. Адам — недоучившийся богатый владелец гаража и ашкеназ, Ася — жена, учительница-ашкеназка, которую интересует история и не интересует собственная внешность, Дафи — 15-летняя дочь вышеописанных и ТП, Наим — недоучившийся помощник Адама, представитель нации на букву А (хе-хе, Цукербрин).
Гавриэль — сефард, эмигрировал во Францию, получил письмо о том, что бабушка умирает, вернулся за наследством в виде квартиры в покинутом нацией А во время одной из первых войн доме. Девяносто-с-чем-то-летняя Ведуча тем временем умирать отказывается, медленно, но верно возвращаясь из вегетативного состояния в человеческое. Гавриэль в качестве компенсации тырит ее допотопный автомобиль.
Автор тем временем поставил перед собой прогрессивную цель: показать, что все люди равны, а неплатонические чувства разделяют вошь, гнида, бабка Степанида и северный олень. Поскольку за очередную историю запретной любви Е к А в 70-е платили не столь охотно, современный классик Иегошуа умножает запретную любовь на три. Гавриэль, машину которого привел в чувство Адам, трахает Асю, Адам трахает одноклассницу Дафи, Наим под конец романа трахается с Дафи по обоюдному согласию. Все участники 300-страничного произведения чужды ревности и межэтнических конфликтов. Ашкеназ Адам помогает сефарду Гавриэлю и бабушке Ведуче, уроженец А-деревни Наим декламирует стихи Бялика и мужественно не исторгает наружу сладкий гефилте-фиш, Ведуча, владеющая А-языком и потому неприязненно относящаяся к его носителям, привыкает к мастеру на все руки Наиму и кормит его годной для А-желудка пищей типа риса с бараниной. Адам после инцидента с Дафи не трахает Наима, а аккуратно отвозит в родную деревню и призывает продолжить учебу.
А. Б. Иегошуа долго и пронзительно намекает, что между Е и А общего больше, чем прогрессивные писатели написали до «Любовника». Адаму нравятся стопы Аси, Наиму — стопы Дафи. У Адама трагически погиб младший глухой сын, у Наима — старший брат, который был глух к собственной бесталанности, а посему совершил теракт с самоубийством в знак протеста против непринятия в израильские вузы.
Главная мысль автора: make love, not war. Возвращенец Гавриэль под давлением Адама сообщает о себе израильской армии и призывается на фронт. Оттуда он сбегает, переодевшись в лапсердак ультраортодокса, приехавшего наматывать на бойцов тфилин. Попутно Иегошуа талантливо создает отвратный портрет тамошнего офицера, лысого, однорукого, охочего до Гавриэлевого драндулета и напыщенного (заранее составил прощальное письмо супруге и детям).
Вот, в принципе, и всё. Стиль отменный, креатив говно, автор мудак. Впрочем, как и всё литературное поколение А. Б. Иегошуа.
|
</> |