900 км на электромобиле или “range anxiety” (часть первая)


Вот не знаю, как перевести норвежский термин “rekkevide angst” (“range anxiety” по-английски) на русский. Короче, это такое тревожное чувство, когда тебе кажется, что не доедешь до следующей зарядки и батарея сядет посреди дороги. Это чувство у меня возникало несколько раз во время моей последней поездки по Норвегии, когда я отмахал порядка 900 км на электромобиле, у которого запас хода не более 150 км. Но в конце поездки я уже был закалённым электромобилистом, который с вызовом смотрит на цифру 10% на значке заряда батареи.
Но всё по порядку. Нужно было съездить по работе в городок Мои на западном побережье Норвегии. Сейчас в эпоху ковида нас поощряют не использовать общественный транспорт, а ехать на автомобиле. Удовольствие так себе, потому что это вам не Франция или Испания, вы здесь 120-130 км/ч не поездите. Есть конечно трассы, но там максимум 100-110, а на всём западном побережье медленные дороги с полосой в одну сторону и без разделителя, 60-80 км/ч . Так что, 450 км в одну сторону – это долго. А если ещё едешь на электромобиле (Nissan Leaf с 24 кВч батареей в моём случае), на котором надо постоянно заряжаться – ещё медленней.
С Лифом вообще всё сложно. Кроме маленькой батареи, она ещё и с пассивным охлаждением. На практике это означает, что температура батареи растёт после каждой быстрой зарядки. И есть определённый максимум (выше 50 градусов), куда вы не хотите идти, потому что это где батарея начинает очень быстро деградировать. Кроме того, в общем случае, вы пытаетесь не заряжать батарею более 70%, так как после 65-70% скорость зарядки неприлично падает, особенно в 24 кВч варианте (как раз мой).

Ну в общем, с такими вводными данными я начал мою поездку.
Если у вас Тесла или какой-нибудь Hyundai Kona, вы вообще не паритесь. Вы просто едете до места назначения, и вообще ни о чём не думаете. Но если у вас что-то типа Лифа, то тут начинается геморрой. Вам нужно иметь доступ к 5-7 различным аппам по крайней мере.
Для начала я сделал маршрут с помощью великолепной программы для электромобилистов A Better Routeplanner или ABRP. Программа знает все электромобили и строит маршрут с учётом потребления электромобиля с учётом всех спусков и подъёмов по маршруте.

Программа эта очень хорошая, но там очень много деталей, которые необходимо знать. Например, среднее потребление электромобиля, которое зависит от многих факторов, таких как масса груза, кол-во пассажиров, погоды, и т д. Короче, после консультаций на форумах, ABRP построил примерно такой маршрут.
Что хорошо в Норвегии, за последние 10 лет зарядная инфраструктура созрела настолько, что можно ехать куда угодно и по какой угодно дороге и найти зарядки каждые 20-30 км или даже чаще. Есть 5-6 больших сетей типа Fortum Charge&Drive или Grønnkontakt, которые развернули огромные сети быстрых зарядок. Вот, например, карта Grønnkontakt:

И вы управляете всем с телефона через апп, в которой вы можете видеть, свободна зарядка или нет. Это, кстати, важно, потому что если она занята, то либо нужно будет ждать в очереди на зарядку либо найти другую зарядку. Кстати, поэтому я фактически не выполнил начальный план, так как некоторые из зарядок, которые нашёл ABRP были заняты. Как я и сказал, если у вас Тесла, то вы не паритесь – просто едете до Суперчарджера, там всегда есть место.
Ну, короче, я поехал. Сразу же понял, что если я буду ехать на Лифе 110 км/ч, то батарея у меня кончится гораздо быстрей, чем я думал. Тут же, как инженер, нашёл решение. Встал за автобусом, который ехал 110 – потребление резко упало :-).
Чем ещё хорош ABRP – так он может на некоторых электромобилях читать данные о потреблении и состоянии батареи в реальном времени. На Лифе это делается через-задовским методом, когда LeafSpyPro по блютуфу читает данные из компьютера Лифа через ODB-II dongle, пишет их на какой-то там сервер, откуда ABRP их читает. Самое интересное, что всё это работает (но только до тех пор, пока у вас есть интернет. На обратном пути я ехал через горы, и там у меня вся система часто отрубалась). Таким образом, ABRP в реальном времени пересчитывает следующую остановку:

Синим он показывает посчитанный уровень батарее, красным – реальный. Очень здорово, помогает против пресловутого «Range Anxiety».
Вот таким образом я приехал на первую зарядку. Вот как выглядит зарядка:

Это старые 50 кВт аппараты постоянного тока. У них обычно два «шланга». Один из них – Chademo, японский стандарт, который отмирает в Европе, а другой CCS, европейский стандарт. Все новые мощные зарядки именно CCS. Но мой Лиф как раз использует Chademo (вторая оранжевая розетка - для домашней маломощной зарядки переменный током, 3,6 кВт).

Вот так выглядят розетка CCS (слева) и Chademo (фото из просторов интернета).

На мониторчике вы обычно можете видеть процесс и параметры зарядки:

Там обычно видно, сколько уже зарядилось, сколько кВч передано, и т д.
Таким образом, я ехал порядка восьми часов и остановился пять раз для зарядки. Вот ещё несколько зарядок той же фирмы Grønnkontakt:

Вот эта была около какого-то маленького торгового центра в Kragerø. Простенький 50 кВт аппарат.

А вот это – один из новых, 150 кВт для CCS, 65 кВт для Chademo. Это, кстати, один из самых больших проблем Чадемо – ограниченная мощность, поэтому никто их больше и не ставит.
Остановки были короткие (10-15 мин). Обычно было время, чтобы просто выйти, размяться, найти туалет, и нужно было уже дальше ехать. Это, собственно, философия остановок на таком электромобиле – заряжаемся всегда, когда останавливаемся.
Последняя зарядка в Lyngdal была рядом с Тесловским Суперчарджером.

Или тут получше:

Вот эта моя финальная карта движения, получилось несколько меньше 450 км. Как видно, останавливался я часто, но это собственно и обусловлено пресловутым «Range anxiety». Страшно, когда у вас меньше 20% батареи (порядка 30 км хода). Но со временем привыкаешь не боятся, на обратном пути было уже лучше :-)

А вот это сам Мои. Совершенно безприметный городок, известный лишь тем, что там делают все окна и двери в Норвегии – здесь находятся две основных фабрики по их производству «Nordan» и «Gilje».


Но вот более или менее. Спрашивайте, если что интересно. На обратном пути ехал через горы. Здесь вот продолжение https://sigmund-rod.livejournal.com/3197.html.