9-майское
cheralpa — 09.05.2024
Оба моих деда воевали, про обоих есть страницы на сайте
"Память народа" с описаниями наградных документов и проч. Оба были
ранены и оба, вероятно, этой войной были травмированы.
Один умер до моего рождения, второй - в тот год, когда я
женился. О войне мне ничего никогда не рассказывал, хотя я проводил
с ним каждое лето. Правда, говорят, что, переболев в 60-е
энцефалитом, он вообще стал глубоким интровертом, а прежде таким не
был.
Понятно, что сейчас война описывается исключительно в
агиографическом ключе и поэтому, если я захочу узнать о ней хоть
какую-то правду, то перечитаю В. Астафьева и Н. Никулина.
Но мне сейчас интереснее другое. Та война чисто логически была
продолжением Первой Мировой войны. И, как Толстой, когда захотел
описать восстание декабристов, начал описывать ее с событий,
предшествующих 1812-му году, так и эту войну, победу в которой в
очередной раз помпезно празднуют официозники и им сочувствующие,
изучать надо с начала века.
Копаюсь сейчас в биографии деда по отцу, родившегося в 1915
году. Его отец, станичный атаман, умер до революции. Получается,
рос полусиротой, воспитывался матерью и Советской властью. Во время
войны был комсоргом. А вот его старший брат на 18 лет его старше,
во время Гражданской войны воевал за белых, потом был амнистирован,
но в 1941 году был посажен по 58 ст. и отсидел в лагерях. Средний
брат тоже в лагерях.
А дед уже - "советский" человек.
У второго деда отец, вернувшись из германского плена, сразу
ушел в другую семью. То есть и второй дед воспитывался одной
матерью и Советской властью. На фронт ушел добровольцем, был
партийным, во время Карибского кризиса служил на Кубе. Еще один
«советский» человек.
Казённые дети, лишившиеся своих отцов, усыновленные страной и
прошедшие организованную не без активного ее участия мясорубку –
вот два моих деда, которых я никогда не носил и не буду носить на
палке согласно странной новейшей традиции. Говоря сегодня о войне,
я помню, что Чеслав Милош в своей
нобелевской лекции, например,
предлагал отмечать другой день - 23 августа - как день траура
(когда «два диктатора заключили между собой договор о разделе
стран, у которых были собственные столицы, правительства и
парламенты»).
Дед и прадед по отцу умерли оба в 43 года, знаю, что бабка
боялась, что отец тоже умрет в 43, но отец дожил до 73. Когда ему
было 43, я закончил школу и, такое впечатление, что дальше он не
знал, что со мной делать. Если до этого как-то пытался направлять,
то тут перестал. В перипетиях последующей собственной жизни я
разбирался уже самостоятельно, набивая шишки. Незадолго до смерти
он поссорился со своим студенческим другом (член-кором РАН между
прочим), сказав ему, что тому помогал по жизни отец, а у него отца
не было и он шел по жизни методом проб и ошибок. Тот оскорбился и
они перестали разговаривать. Отсутствие собственного отца после
18-летия мой переживал, но и сам не понимал роли отца, начиная с
этого возраста.
Так что я тоже казённый ребенок, хотя и при отце с матерью.
Почти всем мы, кроме тех, кому повезло, казённые дети,
последовательно прошедшие детсады, школы, институты с
соответствующей промывкой мозгов. Которым показывают красивые
картинки и не показывают, что прячется за этими картинками. Кто-то
так и живет до могилы, веря в эти яркие картинки.
Сегодня говорить о красивых картинках не интересно. Интересно
думать, что прячется за ними там - в темноте, тишине и паутине
лжи.
ЗЫ. Вчера, по дороге от метро до дома, считал георгиевские
ленты на припаркованных машинах. На 66 лент не было, на 12 были.
Видимо, не у одного меня подобные мысли.