8200 км по Поднебесной. Общий обзор
periskop — 01.05.2013 Итак, друзиа, сводный обобщающий пост по всей поездке в Китай, с картой маршрута и всеми городами остановок.Материала колоссально много, поэтому с болью в сердце пришлось выкинуть отсюда многие важные моменты поездки (они будут рассказаны уже потом, в ходе серии). И всё равно получилось под 60 фото; величина поста для меня необычно большая. Но делить надвое не стал, пусть лучше у вас останется целостное представление. Каждая фотография, или 2 - это (примерно) будущий отдельный пост.
Экспедиция "Рельсовая Поднебесная". 7-26 апреля 2013 г.
Сказу скажу, что в Китае до этого я уже бывал, но только в приграничном с Хабаровском городе Фуюань - то есть, ориентированном исключительно на русских туристов-шоперов, где в ходу рубли и массовый русский язык, пусть и китаизированный. А значит, не вполне "настоящем" - о нём по реальному Китаю составить представление невозможно. Так что основной, коренной Китай был для меня в немалой степени открытием - особенно китайская глубинка. Проехал я по нему около 8200 км, передвигаясь исключительно железными дорогами и пересек много климатических зон - от +22 и моря цветущей сакуры в Шанхае до -2 и снежной пурги в маньчжурском Харбине.
* * *
Давайте вначале посмотрим карту экспедиции.
Точки передвижения: Пекин - Шанхай - Харбин - Далянь - Порт-Артур - Тяньцзинь - Бинхайский military-park - Пекин - Яньань - Пекин - стена - Пекин.
Как видите, опробованы на своей шкуре поезда высокоскоростных классов G (gaotie - самый быстрый) и C (cheng), более медленный D я не стал пробовать - он похож на C, только скорость ниже. Из обычных поездов опробованы классы Z (zhi), Т (te), K (kuai). Класс N (nei) я не стал использовать - это практически тоже самое, что и K, только он имеет более короткий маршрут следования. В обычных поездах мне встретилось три разных типа купейных вагонов, ради эксперимента я попробовал разок и плацкарт, на "переночевать". Все эти сущности будут мною показаны и рассказаны в отдельных постах - про обычные и высокоскоростные поезда. Сейчас - только сухие итоги.
Опорной базой для передвижений и первой точкой посещения стал Пекин: сюда я прилетал из России, а в ходе китайской поездки уезжал-приезжал трижды - на Западный, Южный и Северный вокзалы китайской столицы, а старый Центральный посетил просто так, в ходе прогулок по городу. Но после прилёта в Китай в Пекине мы были только полсуток.
2. А куда сперва идут туристы, которые смотрят Пекин впервые? Конечно, на главную площадь Тяньаньмэнь (по идеологическому и культурному значению для страны это типа Красной площади в Москве, только раза в четыре больше). Вот и мы туда пошли :)
Тем же вечером попали в мясорубку пекинского часа пик, следствием чего стал вот этот эмоциональный пост. Однако, справедливости ради, надо отметить то, что час пик там хоть и жёстче московского, но длится относительно недолго - около полутора часов вечером, а вне его рамок в метро ездить более-менее нормально. Но само метро по масштабу расстояний реально огромное. Потом сделаю пост - наснимал там много сюжетов.
3. Утром двинули поездом G1 на Шанхай. G, gaotie - это наивысший скоростный класс китайских поездов (до 300 км/ч, преимущественно 285-290 км/ч). Следовали мы по новой полностью выделенной магистрали протяжённостью 1318 км, ей всего 2 года исполнилось. Ходу до Шанхая 4 часа 48 минут, в пути я отснял практически весь поезд и много сюжетов из окон, чем даже вызвал вопросы от администрации состава и напугал своей камерой коллектив вагона-ресторана, которые запретили мне снимать прайс с едой. Впрочем, когда начальник поезда через три часа пути (долго терпели китайцы!) поинтересовался моим необычным поведением, бумага на китайском, сочинённая загодя для таких ситуаций, сработала "на отлично" и далее мне никто никаких препятствий не чинил - а даже и напротив, улыбались и помогали. Очень адекватное поведение, и это при том жёстком режиме, что действует на КЖД. Респект - было очень приятно за такое отношение.
Эти дети уже с раннего детства привыкают к скоростям под 300. Новое поколение...
4. Прибыли на дальний шанхайский вокзал Хунцяо - терминал ВСМ-поездов, совмещённый с аэропортом. Нос поезда G1 немного в кровушке и пятнышках - не каждая птичка на пути сумеет убежать от таких скоростей. Да и насекомые уже немного есть. К этому моменту тут зажгли хвостовые огни - народ выходит, скоро оттянут поезд на стоянку.
5. Шанхайское метро. Удивил контраст поведения народа с пекинским - в первом всё намного жёстче, а публика бегает и толкается заметно энергичней. В Шанхае же, всё оказалось как-то более расслабленно, чем в столице, хотя сам город больше (24 млн. населения против 19 млн. у Пекина).
6. Пребывание в Шанхае, хотя и не планировалось изначально, оказалось очень полезным с точки зрения понимания размаха китайских контрастов. Это - т.н. "полюс богатства" страны, один из первенцев "политики открытости" Дэна и во многом он "не совсем Китай". Так же, как и Москва "не совсем Россия". Здесь очень высока доля среднего класса, много жилых районов хорошего уровня и в целом он, на мой взгляд, по уровню жизни близок к Москве и несколько повыше Питера. Кроме того, это единственный город, из тех, что я увидел, где иностранец может не чувствовать себя "белой вороной", а почти полноценно влиться в городскую среду. Многое дублировано на английском, многие понимают латинские буквы и английские числительные до десяти - правда, слово "ноу" всё равно не понимают. В общем, необычный для Поднебесной город - и китайцы-националисты поэтому его не любят, считая рассадником вредных веяний.
На снимке: район города за Пудонгом, близ Сентрал-парка, где мы жили
7. Вечером, пока обустроились и обжились, успели только сьездить в район небоскрёбов и посетить высотную смотровую площадку. Кандидатов было три - телебашня (468 м), Цзинь Мао (421 м) и "открывашка" (492 м).
На фото, слева направо - "открывашка" (492 м), Цзинь Мао (421) и строящийся третий в мире небоскрёб высотой 632 м
8. Мы уже было остановились на Цзинь Мао, чтобы с него поснимать более высокие объекты, но шанхаец Юрий, у которого мы остановились, в конце концов убедил нас, что лучше идти на "открывашку", введенную в строй 2009-м - там выразительнее. Туда мы и направили свои стопы, к тому же она оказалась самой высокой смотровой площадкой на планете (472 м, у Бурдж-Халифа - на 452 м). Пока поднялись, наступила темнота. Так что покажу потом вечерний Шанхай с высоты.
Шанхай. В центре кадра - шпиль Цзинь Мао, вдали - телебашня, внизу - излучина Хуанпу с прогулочными корабликами
9. На следующий день смотрели Шанхай на другом берегу Хуанпу.
10. В ходе поиска русского собора, центра "Русского Шанхая" 1930-х, набрели на премилый малоэтажный райончик, который ещё не пал жертвой риэлторов и небоскрёбов, о нём обязательно сделаю пост. А то небоскрёбщина эта, если в больших дозах, начинает постепенно угнетать своей несоразмерностью человеческому пространству. Хотя, вообще-то, китайцы относятся к своему историческому наследию весьма беспощадно - сегодня есть, завтра пришли и снесли с лица земли - если это, конечно, не особенный туристический район, внесённый в разные там охранные списки. Так что то, что есть, полезно задокументировать.
11. Посетил и небольшой музей I сьезда КПК. Но уровень оказался слабоват, я привык всё же к более высокому уровню представления исторических реалий. К тому же там почему-то запрещали снимать (я-то всё равно снял, поворотный экран на что).
12. Пока мы были в Шанхае, эти дни продолжалось настоящее буйство цветения сакуры и всяких похожих сущностей - белых, красных, розовых и проч. Красота особенного плана. Потом цветущая сакура догнала меня и в более северном в Пекине и в приморском Даляне.
13. Ходили мы и по ординарным небоскрёбным районам, вне Пудонга. Надо признать, там просто рай для любителей всяческих хайтек-экспериментов, и при всём моём равнодушии к подобной тематике, я постараюсь сделать обзор тамошних стеклобетонных интересностей. Есть очень любопытные.
14. Посетили и знаменитую Нанкин-роад, донельзя раскрученную туриковскою зону. Не понравилось - во-первых, множество попрошаек и непонятных личностей, во-вторых, ничего особенного. Гораздо интересней оказались параллельные ей улицы торговли металлопрокатом - вот их и покажу, в числе шанхайских постов. Правда, и на Нанкинской улице я отснял интересную фотогалерею китаянок. Там фланирует много европеизированных отточенных фиф, они редко встречаются в остальном Китае.
15. Вечерком ещё прошлись по Бунду (набережной Вайтань), нелюбимому националистами за компрадорскую архитектуру международного сеттльмента, с видом на небоскрёбный Пудонг (Пудун). Оказалось стильно и красиво, тоже будет пост.
16. Вечером 11-го отбыли в Харбин с центрального шанхайского вокзала, поездом К-56, самым дальним из всех семи, которые я опробовал. Тут надо сказать о специфичности устройства китайского вокзала вообще (по стандарту - "трехслойный бутерброд") и жесткого режима допусков на перроны и платформы в частности. Расскажу отдельно. Я сперва удивлялся этому, а потом, пару недель пронаблюдав типовое поведение рядового китайца, понял - нет, не зря так. Если среднего китайца оставить в состоянии анархии, он будет мчаться по кратчайшей траектории, сбивая остальных на пути и не обращая внимание ни на что. Посему - строгие зоны доступа, делители толпы, построители очередей, доступ к поезду за 20 минут, велозамки на дверях выходов на перроны и т.п. и т.д. Власть китайцы уважают, ей подчиняются.
Центральный вокзал Шанхая. Очередь на посадку на поезд К-56
17. Быт дальнего поезда оказался, понятное дело, отличающимся от нашего, во многих нюансах. Но в целом - нормально, уровень обычного скорого в Китае примерно равен уровню хорошего фирменного поезда у нас. Может быть, чуть пониже "Демидовского экспресса" СПб - Ебург, но выше подавляющего количества простых скорых. Разбор потом будет сделан, причем с двух проекций - быт изнутри и пейзажи снаружи. Плюсы и минусы. Попутчиками у нас были двое пожилых китайцев, пара из-под Харбина - автомобилист и учительница математики. Гостеприимные и нормальные, прямо как сибирские (не южнокурортные) пассажиры у нас. Способ коммуникации тоже был интересным, потом расскажу, как :)
18. ...и, наконец, начался реальный Китай, а не прилизанный сверкающий Шанхай. Как я и ожидал, медленный дальний поезд оказался идеальной площадкой для обозрения китайских провинций. Как у нас Транссиб. И даёт прививку от пребывания в сверкающих бизнес-зонах, которые недалёкие визитёры издалека принимают за весь Китай. Мы проехали за полтора суток и 2560 км провинции Цзянсу, Аньхой, Шаньдун, Хэбэй, Ляонин, Гирин, Хэйлунцзян.
Так вот. Китай - он преимущественно вот такой:
19. И вот такой. Да-да, дымящий, работающий, копошащийся угольный и рисовый Китай. Он именно такой в основном. А не небоскрёбно-офисный.
Как я увидел, экология там - одна из самых серьёзных проблем. Грязные реки, зачуханные промзоны, заводы, шахты, заводы, заводы... всё дымит, всё работает, крутится, куда-то едет. Уровень среднего достатка быстро понижается к северу от прибрежной зоны Янцзы и уже в шаньдунской Цзинани, по наблюдениям, заметно пониже обычного российского облцентра типа Рязани или Твери. Богатые федеральные миллионники типа Тяньцзиня я бы сравнил с Казанью, по уровню.
20. А вот сооружение высокоскоростной магистрали, в режиме "сейчас и сегодня". Это доделывается недостающий отрезок Тяньцзинь - Шэньян.
ВСМ-трассы там все выделенные, на их сооружение расходуются колоссальные суммы, с окупаемостью через 40-50 лет. Но государство всё равно вкладывается в этот сверхпроект, сопоставимый по затратам и масштабам с советским атомным проектом - потому что общегосударственный профит в виде большей подвижности населения и деловой активности гораздо важнее. Важен и эффект для остальной индустрии, которая также работает на этот проект.
Кроме того, государством там дотируются и скоростные сообщения, а не только обычные. Короче, всё совершенно не так, как у наших либеральных поросят, озабоченных только новой приватизацией, своим карманом и непременной "эффективностью" отдельных вырванных из общей сети проектов. Нет, китайцы, напротив, концентрируют государственные ресурсы на инфраструктурных сверхпроектах в интересах всего Китая - даже при том, что там тоже немало воруют, попадаются и некоторых даже казнят. В общем, после того, как я увидел своими глазами реальную китайскую практику, мне ещё больше стали неприятны либеральные клопы, сосущие Россию. Хотя я их и до этого не жаловал. Всяческие монетаристы, приватизаторы, уменьшители роли государства и адепты "невидимой руки рынка" доведут страну до цугундера, если вовремя не положить этому конец.
21. Рано утром 13-го прибыли в маньчжурский Харбин.
22. Он оказался самым интересным городом из тех, что я посетил. Даже, пожалуй, поинтересней Шанхая.
Запуск воздушного змея в Парке Сталина на наб. Сунгари
23. Город, основанный русскими и построенный по русскому плану - он и сегодня угадывается в сетке улиц, китайцы его также считают оптимальным. Здесь - наивысшее русское культурное влияние. Вообще, китайцы очень предприимчивы и Харбин взял на себя очень интересную нишу - он моделирует "россию" для 300-350 миллионов южных китайцев, и сюда едут реально толпы, из всяких там шэньчженей или Гуанчжоу, дабы проникнуться холодной русской экзотикой, купить шоколад "Аленка" и увезти русские сувениры. Всё делается тут, русская экзотика изготовляется на месте, пусть и фейковая. А денежки текут, отели полны, ниша угадана отлично. И визу в РФ не надо брать, её геморройно получить.
Вот вам и "китайская опасность". А если бы эти южнокитайские толпы ехали во Владик или Благовещенск, и оставляли свои юани там, а не в Харбине, питерские и московские ура-патриоты панически бы орали издалека, что "желтые нас реально захватили и нам кранты!!!".
24. На воздушной высотной "канатке" мы переправились через Сунгари и посетили, клюквы ради, "Русскую деревню", построенную для восторженных южнокитайцев, для которых это и есть "Россия". Потом будет пост, там и правда весьма забавно :)
25. Потом искали Парк Тигров, и найдя типа оптимальный путь, долго плутали по промзонам и стройкам. Но ничего, тигров мы в конце концов нашли, правда прошагали много лишнего, зато будет интересная подборка "Обычная китайская промзона" :-)
26. Парк Северо-Восточных тигров - отдельная песня. Это заповедник, где сейчас уже обитает около 300 (!!!) тигров. Начинали же с 10 в 1988 году. Китайцы не были бы китайцами, если бы не придумали особые забавы (точней, заимствовали их у маньчжуров). Но это также предмет отдельного поста, пока не буду раскрывать подробней. Место, однако же - интереснейшее, рекомендую.
27. Русский Софийский собор, символ современного Харбина. Его рисуют везде, даже на светящихся указателях на автомагистралях. Вот так перевоплотилась русская традиция в китайском исполнении.
28. На следующий день в Харбине нас постиг не очень приятный сюрприз - пошёл снег, а затем и началась пурга. Из-за этого пришлось урезать программу, музей "отряда 731" не состоялся. Что удивило - несмотря на холод и пургу, китайцы все равно массами выходили на утреннюю коллективную гимнастику под музыку, в своих микрорайонах и парках. Поставят на скамейку хрипящий дешевый магнитофончик и под свою национальную музыку делают зарядку. Вот уж точно, такую выносливую нацию не сломать.
29. Ночным поездом T262 прибыли 15-го в Далянь-Дальний. Он с порога нас ошеломил двумя 88-этажниками у вокзала и старыми антикварными трамваями.
Тут нам исключительно повезло - по переписке через жж-знакомства мы списались с Алексеем, который отлично знает Порт-Артур, живёт в Даляне, знает китайский и всю местную специфику. Он не пожалел потратить с нами аж полтора дня на своей машине и в общем, мы в Порт-Артуре посетили почти всё, что смогли. Разве что на Электрический утёс не смогли проехать: закрыто, военная зона.
30. Порт-Артур. Очень подробно посмотрели советское и русское кладбище, самое большое в Китае. Вот, к примеру, тамошний памятник советским лётчикам-истребителям в Корее, 1953 года. Поскольку сюда уже не дотянулась лапа Хрущёва, надписи остались подлинные
31. А это смотритель кладбища китаец Саша. Говорит немного по-русски. Когда я его попросил сняться для истории, он вытянул руки по швам и стал строго прямо :)
32. Наконец, кульминация поездки: Порт-Артурский вокзал, построенный русскими. Он уцелел и сохранился, несмотря на все войны и революции. Это и был самый конец русской колеи 1520 мм на Востоке. Отсюда можно было уехать в Петербург прямым вагоном аж 9 месяцев - с июля 1903-го до марта 1904-го. Потом - всё. Затем достался японцам-победителям.
33. Классический вид с Перепелиной горы на порт-артурские бассейны, восточный и западный. Отлично виден полуостров Тигровый хвост. Из бухты выходит китайский эсминец. В Порт-Артуре мы, благодаря Алексею, посетили очень много объектов, сейчас я их все пропускаю, буду рассказывать уже в ходе серии. Это надолго.
34. Далянь оказался менее интересным, небоскрёбно-высотным и суетливым. Русская улица (см.) построена в начале 2000-х заново, для туристов, подлинного там немного осталось. Но посмотрим всё это, попозже.
35. Наиболее интересным в Даляне оказались пригородные бухты и зона отдыха на юге полуострова. Вот там реально красиво было.
36. Показал нам Алексей и вечерний высотный вид на Далянь с сопок Маньчжурии.
37. На третий день мы сходили на даляньское русское кладбище (оно нераскрученное, малоизвестное) и на всякий случай зафотодокументировали его. Так как рядом снесли целый район под небоскрёбы, там уже стада самосвалов и неизвестно, что будет с кладбищем лет через 5. Может, централизуют и перенесут могилы. А так - останется на кадрах для памяти. По нему будет также отдельный рассказ.
38. Даляньский Алексей также нам подсказал ход на тропинку по сопкам над городом, где местные ходят для моциона. Мы прошли с большим удовольствием и смотрели на районы города с сопок.
39. Но самое интересное оказалось на спуске - так же, незапланированно, как и в Харбине, мы довольно подробно посмотрели быт обычных китайских пятиэтажек. Тоже сделаю рассказ.
40. Из Даляня мы переехали в Тяньцзинь - третий китайский город центрального подчинения. Ничего особенного, хайтечный такой центр, тоже для любителей мондернизьма и небоскрёбизма.
41. Главная цель там была другой - в Бинхайской экономической зоне стоит уцелевший советский гигант "Киев", перекупленный китайцами у ельцинско-грачёвских либерастов в середине 1990-х за бесценок.
42. Сейчас они из него сделали милитари-парк с разными аттракционами и более мелкой техникой вокруг. Но главный там все равно, именно "Киев".
43. На "Киеве" доступно для обозрения 40% его внутренних объемов, примерно 8 уровней. Только когда ходишь там, внутри, тогда понимаешь, какой нужен был сплав ума и технологий, чтобы делать такие корабли. Понятное дело, сейчас много охотников оболгать советское наследие, и обьявить его ничтожным, неэффективным, неправильным, но при этом жрать его остатки (типовое поведение могильных червей на трупе). Но вот, к примеру, китайцы так совершенно не считают. "Киев" является одной из фишек самого Тяньцзиня, коли на родине он не пригодился.
Что очень понравилось - уважительное отношение китайцев к советской истории, в частности военной. Есть даже и тематические выставки на эту тему, сделанные в очень положительном ключе к СССР. Например, на центральном входе - портреты Сталина, Мерецкова, Конева. На другой стороне - Жукова, Буденного, а на входе в ангарную палубу - нас приветствует маршал Рокоссовский. Если бы "Киев" оказался в руках европейцев, можно было бы заранее предсказать какой-то подвид глумления над советской цивилизацией. Но тут - абсолютно не так. Впрочем, о "Киеве" у меня будет много, я там отснял почти 800 снимков.
44. Автор на командирском кресле в рубке крейсера.
45. Из Тяньцзиня в Пекин я прибыл другой выделенной линией, не шанхайской, экспресс с префиксом С.
46. А в Пекине тоже вовсю уже цвели сакуры и прочие прилегающие сущности. Когда прилетел, этого не было.
47. На следующий день с Западного Пекинского вокзала я отбыл в Яньань, сианьским поездом.
48. Яньань находится примерно в 1000 км западней Пекина, в провинции Шэньси, и считается истоком "Красного Китая". Там находилось все руководство Советского района, на протяжении 12 лет (1935-1947), оттуда вышли все абсолютно руководители КНР, никто из ветеранов не миновал яньаньского периода. Так что было интересно посетить те места и посмотреть, где же формировались китайские лидеры от Мао до Дэна.
49. Это уже совсем китайская глубинка. На фото - норы-пещеры, которые рыли китайские коммунисты 1930-х, дабы спастись от японских бомбежек. Конкретно эта - резиденция Мао в 1938-44 гг., две комнаты без удобств внутри горы, отделанные спереди штукатуркой.
50. Сам исторический парк не очень большой, но гораздо более содержательный, чем шанхайский музей I сьезда КПК. Внизу, примерно в километре - огромный Яньяньский университет, где выращивается партийно-идеологическая элита Красного Китая. Вдалеке от Пекина и рядом, так сказать, с истоками.
51. Привокзальная площадь Яньани. Там со мной произошёл единственный обидный инцидент. Когда я уже морально расслабился от успешной вылазки в одиночку (мы разделились ещё в Тяньцзине) и пришёл на обратный поезд. Под землей там есть огромный супермаркет. Я ткнулся в один вход - с рюкзаком не пускают. В другой - тоже. Потом прибежала улыбчивая китаянка и отвела меня в какой-то закуток, где можно было оставить рюкзак и там даже давали номерок. Но не на территории маркета, а рядом. Но я не придал значения. Пошёл бродить по магазину, затарился продуктами в дорогу, минут через 40 вышел, забрал рюкзак. Вроде всё ок. Потом через час сел на поезд - а оперативной камеры-то в рюкзаке и нету! (она лежала сверху, я ей в Яньани не пользовался и не светил её). Кто-то расстегнул рюкзак и спиздил камеру. Увы. Хорошо, что я всё все время копировал с флешки, так что пропали только субботние сьёмки около Мавзолея Мао, очень интересные - там перемешиваются все слои китайского общества. И поездка в деревню около Яньани. Тоже её жалко. Пропало примерно 3% материала. Немного, 170 кадров из 6000 - но жалко.
Я потом ехал в поезде и думал - это всё же лучше, чем если бы камера осталась, а материалы все пропали - как у Варандея в Казахстане на Джунгарских воротах. А камеру теперь надо восполнять. Она неплохая была, удобная. В общем, сейчас какой-то китаец ею пользуется. А нефиг было мне в привокзальном магазе доверяться. Но это уже от расслабления в конце поездки. Такое бывает...
52. Наконец, Пекин. Там тоже нашёлся интересный местный попутчик - аспирант университета Цинхуа Сергей, тёзка. Показал мне рельсовый путь на Стену, с Северного вокзала Пекина. Так-то я бы про неё и не упомянул, но поездом на Стену - это, как минимум, оригинально!
53. Вот она, родимая. Правда, был туман, потом дождь, потом солнце, потом опять туман.
54. Снова сходили на Тяньаньмэнь с утра, отснял посетителей Мавзолея и интересные фенечки-нюансы вокруг него. Правда, вышло уже не столь разнообразно и глобально, как на пропавшей камере, в субботу, но пусть хотя бы что есть. Потом покажу.
55. Там же, рядом, посетили ж/д музей КЖД, в здании старого вокзала. Сперва показалось бедно, сухо и неинтересно, но подвальный этаж полностью рассеял скептицизм. В общем, есть там что посмотреть, есть.
56. Сергей-пекинец оказался строителем по профессии и поклонником модерновых конструкций. Так что и водил меня по такого рода местам. Сходили внутрь гигантского "яйца" (2007, к Олимпиаде) за Дворцом Сьездов, поснимали внутренности. Мы с ним договорились, что я сделаю пост на тему, а читатели журнала уж рассудят сами, насколько такая индастри-эстетика красива и оригинальна. А он ещё и панорамы сделает, для зрелищности.
57. В Пекине посетил ещё разные сущности, но тут уже и так много набралось всего. Так что на десерт - фото с прогулки по Олимпийскому парку. Подсветка олимпийского Стадиона. Если бы не назойливые продавцы змеев - вообще было бы шикарно!
В целом, поездка получилась не просто интересная, но ещё и очень поучительная.
Остальное будет уже в тематических постах.
Спасибо всем, кто дочитал этот мега-пост до конца :)
|
</> |