80 лет полярным конвоям
fonzeppelin — 31.08.2021Восемьдесят лет назад, 31 августа 1941 года первый полярный конвой из Великобритании прибыл в Архангельск.
Конвой, проводимый в рамках операции «Дервиш» состоял из семи судов. Флагманом был древний (1914 года) грузопассажирский лайнер «Лланстефан Кэстл». Помимо него, в состав конвоя входил флотский танкер «Алдерсдэйл», грузовые корабли «Ланкастрина Принс», «Нью Венстминстер Сити», «Эшен», «Труата», и голландский пароход «Алчиба». Эти суда везли стратегические материалы: шерсть, резину, жесть, авиатопливо, и двадцать четыре разобранных истребителя «Хокер Харрикейн». Командование конвоем осуществлял капитан резерва Джон Даудинг.
Прикрытие конвоя осуществляли эсминцы «Электра», «Импульсив», «Эктив», вооруженные рыболовецкие траулеры «Гамлет» и «Макбет», и временно примкнувший к ним крейсер «Аврора» (британский). На разных стадиях пути, конвой также сопровождали вооруженные траулеры «Офелия», «Целия», «Сен-Шатан», «Ля Тайгер», корабль ПВО «Позарица», и тральщики «Хальцион», «Харриер» и «Саламандра».
Для дальнего прикрытия конвоя в море вышло соединение в составе авианосца «Викториес», тяжелых крейсеров «Девоншир» и «Саффолк», и эсминцев «Эклипс», «Эскапад» и «Инглфилд», под командованием контр-адмирала Фредерика Уэйка-Уолкера. Эти силы должны были вступить в действие, если немецкие надводные корабли попытаются перехватить конвой.
Параллельно с проходом конвоя, британский флот осуществил еще три операции:
* Операция EF — удар авианосцев по Киркинесу и Петсамо 30 сентября 1941 года. Целью операции было во-первых отвлечь внимание от проведения конвоя, во-вторых нанести урон немецкому транспортному судоходству, и в-третьих — ясно дать понять Финляндии, что все ее попытки «воевать только с СССР, а не с британцами» тщетны. Авианосцы «Фьюриес» и «Викториес» нанесли удар по финским портам, потопив один пароход и повредив еще несколько, но заплатив за это дорогую цену: из-за вынужденной утраты фактора внезапности, было потеряно 16 самолетов.
* Операция Сила — переброска 24 истребителей «Хокер Харрикейн» в СССР при помощи старого авианосца «Аргус». Такая переброска позволяла истребителям сразу же прибыть в боеспособном виде и немедленно приступить к боевой службе. Операция прошла успешно: «Аргус» сблизился с побережьем, и запустил истребители, которые затем приземлились на аэродроме Ваенга. Правда, два истребителя при взлете с авианосца получили повреждения и разбились при посадке.
* Операция Гаунтлет — эвакуация советских и норвежских граждан со Шпицбергена. Шпицберген, с его угольными шахтами, представлял заманчивую цель для немцев, но усилия для защиты острова были непропорциональны его ценности для союзников. Поэтому, с одобрения правительств СССР и Норвегии (в изгнании), британцы эвакуировали 3000 человек населения и уничтожили шахты. Как дополнительная «вишенка на торте», возвращающиеся с операции британские крейсера перехватили у берегов Норвегии немецкий конвой: потопили вспомогательное судно «Бремзе» и заставили транспорты «Барселона» и «Траутенфельц» с персоналом 6-ой горной дивизии на борту искать спасение во фьордах.
С этой операции, началась долгая и славная история полярных конвоев — и тяжелой, кровопролитной и жестокой войны в ледяных водах Арктики.