Несостоявшиеся модернизации линкора "Сетцу"

топ 100 блогов fonzeppelin26.08.2021

Готовясь к войне с США, Японский Императорский Флот мобилизовал все имевшиеся ресурсы. И можно легко представить себе возмущение японских адмиралов, когда те вдруг сообразили, что у них вообще-то без дела прохлаждается целый еще один линкор. 

Несостоявшиеся модернизации линкора Сетцу

Этим «потерянным» линкором был «Сетцу» — второй (и единственный уцелевший) дредноут типа «Кавачи». Относившийся к первой серии дредноутов, построенных в Японии, он был разоружен в 1922 согласно требованиям Вашингтонского Договора и переделан в радиоуправляемый корабль-мишень.

Разумеется, старый дредноут (даже не супердредноут!) постройки 1910-ых, почти тридцать лет спустя представлял крайне ограниченную боевую ценность. Однако, в составе американского флота еще служил немногим более молодой «Арканзас». Сильным аргументом в пользу модернизации было и то, что, в рамках переоборудования в корабль-мишень, на «Сетцу» усилили палубное бронирование. К современным линкорным стандартам его, конечно, не привели, но 8-дюймовые снаряды крейсеров старый дредноут мог выдерживать на любых углах. Таким образом, японский флот мог получить корабль, заведомо и существенно более сильный, чем любой «вашингтонский» тяжелый крейсер.

Несколько проектов модернизации «Сетцу» были рассмотрены в 1939-1941. Все модернизации предусматривали полную замену силовой установки, с целью придать кораблю скорость порядка 25-27 узлов. Вероятно, башенные установки корабля должны были быть модернизированы с целью увеличения угла вертикального наведения орудий (и соответственно дальности стрельбы).

1) Первый — наиболее консервативный — проект модернизации исходил из того, что дредноут восстанавливается в своем исходном вооружении — восемь 305-мм/45 и четыре 305-мм/50 пушки — но 50-калиберные орудия в носовой и кормовой башне «обрезаются» до длины в 45 калибров. Таким образом, предполагалось получить единообразную батарею главного калибра. На мачте корабля предполагалось установить новый командно-дальномерный пост, а зенитное вооружение усилить установкой двух строенных 23-мм автоматов между трубами.

2) Второй проект предполагал заменить 305-мм/45-калиберные орудия в двух передних бортовых башнях 50-калиберными, из имевшихся запасов. Задние же бортовые башни предполагалось демонтировать, и на их место установить поворотные катапульты для гидросамолетов. Зенитное вооружение должно было состоять из не установленного количества 23-мм строенных автопушек.

3) Третий проект предусматривал замену всех 45-калиберных орудий во всех четырех бортовых башнях — 50-калиберными. Таким образом, вооружение «Сетцу» приводилось к единому 50-калиберному стандарту. Хотя такое решение и выглядело предпочтительнее (50-калиберные орудия обладали большей эффективной дальностью чем 45-калиберные), было совершенно непонятно, откуда японцы собирались взять достаточное количество 50-калиберных пушек?

Всего для японского флота в 1908-1910 году было изготовлено двенадцать 305-мм/50-калиберных орудий модели 41 года (по летоисчислению эпохи Мэйдзи). Четыре орудия были поставлены на «Сетцу», четыре на его систершип «Кавачи» (погибший в 1918 году от случайного взрыва боекомплекта), и еще четыре оставались в резерве. Так как башни с погибшего «Кавачи» НЕ поднимались, в наличии у японцев было только восемь 305-мм/50-калиберных орудий. По всей видимости, авторы проекта или не знали этого — в изрядно параноидальной атмосфере Японии 1930-ых нельзя было исключать, что инженеры знали только, сколько орудий было изготовлено, а не сколько реально имеется в запасе — или же предполагали приобрести орудия у британцев, имевших некоторый запас.

Проект также предусматривал объединение дымоходов в одну центральную трубу, установку катапульты на крыше кормовой башни ГК, и восьми 23-мм строенных автоматов вокруг надстройки.

4) Четвертый проект предлагал самое радикальное решение — замену всех орудий главного калибра новыми 310-мм/50-калиберными орудиями Тип 0. Эти новые орудия разрабатывались для линейных крейсеров проект B-65 (так и оставшихся на бумаге). Предполагалось также полностью перестроить надстройку корабля, установить массивную пагодообразную мачту, и соединить все дымоходы в одну центральную трубу. 

Вспомогательное вооружение должно было состоять из шести 127-мм универсальных спарок Тип 89 — по три на борт - расположенных вокруг трубы. Разумеется, также предполагалось установить стандартные строенные 23-мм автоматы. Катапульта, как и в предыдущем проекте, ставилась на крышу кормовой башни ГК, а кран — на корме.

Главной проблемой этого проекта являлась его зависимость от 310-мм орудий, которые на 1939-1914 год в металле не существовали. 

5) Пятый проект развивал идеи четвертого, но предполагал установку новых 310-мм орудий только в носовую и кормовую башню главного калибра «Сетцу». Бортовые же башни предполагалось демонтировать, а на их место установить трехорудийные 155-мм/60 установки, снятые с модернизируемых крейсеров типа «Могами».

Трехорудийная 155-мм/60-калиберная башня с крейсера типа
Трехорудийная 155-мм/60-калиберная башня с крейсера типа "Могами". Перевооружение четырех крейсеров этого типа на двухорудийные 203-мм башни позволило японцам "высвободить" двадцать 155-мм/60-калиберных установок для использования на других кораблях.

Получившийся корабль был бы в некотором роде реинкарнацией концепции преддредноутов, объединяя небольшое количество орудий главного калибра с массивной промежуточной батареей. Хотя сама по себе концепция была несколько сомнительна, ее главным преимуществом была доступность трехорудийных 155-мм башен.

Вспомогательное вооружение должно было состоять из шести 127-мм спарок вокруг трубы и строенных 23-мм автоматов. Катапульты предполагалось разместить между бортовыми 155-мм башнями.

6) Шестой проект отличался от пятого только деталями архитектуры, вроде расположения катапульт и кранов для гидросамолетов. Последние, необычно для японского кораблестроения, должны были размещаться по бокам от трубы. Количество спаренных 127-мм универсальных орудий из-за этого сокращалось до четырех, вокруг кормовой мачты.

7) Седьмой проект предлагал радикальную «противовоздушную» конфигурацию. Основные его идеи сводились к предшествующим — замена бортовых башен главного калибра трехорудийными 155-мм установками от «Могами» — но за счет отказа от катапульт, кранов и гидросамолетов , количество 127-мм универсальных спарок предполагалось довести до десяти, или даже двенадцати — по пять-шесть на борт.

8) Восьмой проект (существовал только в рамках инициативного предложения) предполагал демонтаж всех трех кормовых башен главного калибра «Сетцу» — центральной и двух бортовых. На их место предполагалось установить батарею 127-мм универсальных орудий Тип 89. Передние три башни главного калибра сохранялись, орудия в них заменялись на 310-мм/50 Тип 0. Катапульты и авиационного оснащения не предусматривалось.

9) Девятый проект предусматривал демонтаж всех башен главного калибра, за исключением носовой (ее предполагалось сохранить, вуидимо, по соображениям распределения веса). На место снятых бортовых башен, инженеры собирались установить трехорудийные 155-мм установки. Зенитное вооружение должно было состоять из восьми 127-мм универсальных спарок — шесть вокруг трубы (по три на борт) и две линейно-возвышенно на месте кормовой башни. Катапульты и авиационного оснащения не предусматривалось.

10) Десятый проект (существовал только в рамках инициативного предложения) предусматривал полный демонтаж башен главного калибра. На место носовой и двух задних бортовых башен предполагалось установить трехорудийные 155-мм установки. Все остальное место должны были занять одиннадцать (!) 127-мм универсальных спарок Тип 89. Одна располагалась в носу - возвышенно над носовой 155-мм башней. Четыре устанавливались побортно — по две на прежних позициях передних бортовых башен главного калибра. Еще четыре располагались вокруг трубы, а последние две — линейно-возвышенно в корме.

11) Наконец, одиннадцатый проект предполагал полный демонтаж башен главного калибра, и превращение «Сетцу» в «противовоздушный линкор», вооруженный шестнадцатью (!) 127-мм универсальными спарками. Две установки располагались бы линейно-возвышенно в носу, восемь — по четыре на каждом борту, еще четыре (по две на борт) размещались вокруг трубы, и последние две — линейно-возвышенно в корме.

В итоге, ни один из проектов так и не был реализован. Стоимость модернизации старого корабля представлялась совершенно снесопоставимой с его боевой ценностью. Начало войны в 1941 году окончательно поставило крест на всех планах, связанных с «Сетцу».

Предполагаемый вид
Предполагаемый вид "Сетцу" после модернизации за авторством Tzoli. Итоговое решение представляет комбинацию 1-го и 4-го проекта.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хотим слетать на 6 дней развеяться с мужем и детьми (5.5 и полутора лет). Есть Шенген. Из этих стран и выбираем. Думала про Рим. Но Италию все трясет. На Тенерифе все-таки далековато ради 6 дней. Да и смена климата слишком частая. Даже привыкнуть не успеем. Прагу знаю слишком хорошо. ...
Сегодня среди снимков утренней природы попался шмель на борщевике рассеченном, и у него какие-то странные оранжевые ноги были.. или мне показалось ...
...
Сизов (стоит) Николай Сизов (1916-1996) сделал заметную карьеру. С 1971 по 1986 год он занимал кресло директора киностудии «Мосфильм». При этом как-то забывается, что за год до ...
есть такая категория нищебродов, которая одновременно всего хочет и всего боится это самые геморройные покупатели, тем более если с относительно серьёзными деньгами прибывшие из родных хат фото отсюда перед отъездом в Москву их многочисленная родня не менее трёх суток без перерыв ...