7 советских фильмов, которые не оценили в СССР, зато горячо приняли на Западе
vitkvv2017 — 15.12.2024Во времена СССР было снято множество прекрасных фильмов, которые советские зрители пересматривали по много раз. Были среди них и те, которые пользовались успехом и у западных любителей кино. «Солярис», «Москва слезам не верит», «Кин-дза-дза» – эти и другие фильмы смотрят на Западе до сих пор. Но были и другие картины, они не стали безусловными хитами в Советском Союзе, но зато получали признание и даже завоёвывали престижные кинонаграды за рубежом.
«Мама», 1977 год, режиссёр Элизабета Бостан
«Мама». / Фото: www.kinopoisk.ru
Этот детский фильм совместного производства СССР, Франции и
Румынии был снят по мотивам широко известной сказки «Волк и семеро
козлят», правда, по сюжету козлят оказалось всего пять. Всё дело в
том, что в похожей истории румынского писателя Иона Крянгэ их было
трое, в сказке братьев Гримм и русской народной сказке – семеро.
Пятеро козлят оказались компромиссом. В результате сказка вышла
сразу на трёх языках, и в каждой версии были свои отличия в сюжете,
где-то были одни сцены, но не было других, имена главных героев
были разными. В Румынии фильм вышел на экраны в ноябре 1976 года, в
Советском Союзе зрители увидели его только через год.
Нельзя сказать, что мюзикл имел фееричный успех, дети в СССР
нередко пугались Волка в исполнении Михаила Боярского, а в 1981
году «Маму» и вовсе перестали показывать. Всё дело в том, что
Савелий Крамаров, сыгравший Волчонка, эмигрировал в США, и сказка
на какое-то время отправилась на полку. Признание же фильм получил
в 1997 году, когда на Венецианском кинофестивале детских и
юношеских фильмов его отметили специальным призом. А ещё через пять
лет его в первый раз показали в Норвегии, и здесь он стал настоящим
хитом. Его теперь неизменно показывают в этой стране перед
Рождеством, а количество любителей мюзикла постоянно растёт.
«Планета бурь», 1962 год, режиссёр Павел Клушанцев
«Планета бурь». / Фото: www.kinopoisk.ru
Фантастический фильм вышел спустя год после первого полёта
человека в космос и произвёл настоящий фурор. В его производстве
были использованы комбинированные съёмки, на тот момент новые и
опережавшие по своей технологии западные аналоги. Картину сразу же
приобрели многие страны, а вот на родине она оказалась недооценена.
Всё дело в том, что уже перед стартом проката Екатерина Фурцева
решила не пропускать фильм на экраны из-за одной из сцен, где
женщину-космонавта товарищи оставляют на орбите Венеры. Министр
культуры была уверена в том, что советские космонавты не имеют
права терять самообладание в критической ситуации.
Создателям фильма с трудом удалось убедить Фурцеву в необходимости
эмоционального эпизода. А после старта проката на фильм обрушился
шквал критики, а после на какое-то время он и вовсе оказался забыт.
Зато во всех странах, купивших «Планету бурь» для показа, фильм
прошёл с огромным успехом. Особенно популярен он стал в США, где
его на тот момент сочли эталонным в плане спецэффектов и применения
новейших технологий. Впоследствии его дважды перемонтировали,
попытавшись создать на его основе собственные версии
блокбастера.
«Неотправленное письмо», 1959 год, режиссёр Михаил Калатозов
«Неотправленное письмо». / Фото: www.kinopoisk.ru
По сюжету группа геологов отправилась на поиски алмазов в
сибирскую тайгу, а когда они были найдены, не смогли вернуться
домой из-за разыгравшегося пожара. В группе было 4 человека, но
выжил только один. Съёмки этого фильма проходили на берегу Енисея в
жесточайших условиях. По словам Василия Ливанова, всё было
по-настоящему. Актёрам приходилось уворачиваться от падающих
горящих деревьев, Василий Ливанов и Татьяна Самойлова озвучивали
своих героев на улице в 40-градусный мороз, а Иннокентий
Смоктуновский плыл на плоту (который незаметно тащил катер) по реке
под валом ледяной воды. Лановой после озвучивания потерял голос, а
Смоктуновский к концу работы над эпизодом потерял сознание и
оказался в больнице.
И после всех трудностей картину Калатозова не выпустили на экраны и
отозвали заявку на его участие в Каннском кинофестивале.
Руководство решило, будто смысл картины могут неправильно
истолковать, якобы для страны алмазы важнее человеческих жизней. В
Каннах шедевр Калатозова всё же показали, но в конкурсе он не
участвовал. Зато в Европе и США он стал хитом, историю об изоляции
в сибирской тайге посмотрели миллионы зрителей. В New York Times
вышла большая восторженная рецензия, что было редкостью, а Фрэнсис
Коппола лично оплатил реставрацию картины в 1995 году и запустил её
в повторный прокат в США. Его отреставрировали и в России на
«Мосфильме», теперь его можно увидеть в сети Интернет.
«Предательница», 1976 год, режиссёр Никита Хубов
«Предательница». / Фото: www.vk.com
Фильм о воспитанниках интерната и их педагоге, которой предстоит оставить своих шестиклассников из-за перемен в личной жизни. Дети, очень привязанные к Марии Александровне, готовы рисковать жизнью, чтобы только она осталась с ними. Фильм в Советском Союзе успеха не имел, а вот на Западе душевные терзания женщины, оказавшейся перед сложным выбором — любовь или долг, — оказались куда более близки и понятны, как и поступки детей, лишенных родительского тепла. «Предательницу» показывали в Европе и в США, и многие, кому довелось посмотреть картину, не могли сдержать слёз.
«Покаяние», 1984 год, режиссёр Тенгиз Абуладзе
«Покаяние». / Фото: www.kinopoisk.ru
Действие фильма разворачивается примерно в 1930-е годы в тоталитарном государстве, в образе правителя которого можно увидеть черты едва ли не всех диктаторов того времени. Режиссёр картины утверждал, что основана она была на реальных событиях, произошедших в Мингрелии. Судьба фильма на родине оказалась незавидной. Его пытался запретить Эдуард Шеварднадзе, по приказу которого были арестованы все копии фильма. По квартирам создателей картины ходили силовики и изымали всё, что имело отношение к «Покаянию», вплоть до рабочих кадров. Однако уничтожить всё не удалось, вмешался Союз кинематографистов, а после Элем Климов личным участием сумел решить судьбу картины. На экраны она вышла уже во времена Горбачёва. А в 1987 году «Покаяние» завоевало Гран-при жюри в Каннах, а вместе с этим призом получило награды международной ассоциации кинокритиков и христианского жюри. И только после этого о картине вспомнили в СССР.
«Чистое небо», 1961 год, режиссёр Григорий Чухрай
«Чистое небо». / Фото: www.kinopoisk.ru
Фильм о лётчике-испытателе и Герое Советского Союза, попавшем в плен, поначалу был признан лучшим по версии журнала «Советский экран», но уже в 1970-е годы отправился на полку. Слишком явно прослеживалась в нём тема сталинского террора. На Международном кинофестивале в Сан-Франциско фильм получил приз за лучшую режиссуру, восторженные отзывы критиков и зрителей. В то время как на родине больше 15 лет о нём было запрещено даже вспоминать. Только в середине 1980-х о «Чистом небе» вспомнили и заговорили снова.
«Великий перелом», 1945 год, режиссёр Фридрих Эрмлер
«Великий перелом». / Фото: www.afisha.ru
Этот фильм о советском военном искусстве изначально получил
восторженные оценки критиков и даже Сталинскую премию. Он не похож
на другие советские фильмы о войне, потому что в нём практически
отсутствуют сцены баталий, зато показана кропотливая штабная работа
и процесс принятия стратегических решений. В 1946 году «Великий
перелом» завоевал Гран-при Каннского кинофестиваля, с успехом
прошёл по миру, а вот на родине спустя несколько лет о нём забыли.
Его не запрещали, однако не показывали, зато на Западе его смотрели
с интересом и удовольствием, высоко оценивая и его художественную
ценность, и реалистичность, и блестящую работу режиссёра и актёров.
Временное забвение в СССР, вероятнее всего, было связано с именем
Сталина, ведь в период правления Никиты Хрущёва шло активное
развенчание культа личности.