7 июня 1872 года открылась московская "конка"
von_hoffmann — 07.06.20247 июня 1872 года началась история московской конно-железной дороги – и история московского общественного транспорта. До того времени горожане ходили пешком, нанимали извозчиков или ездили (с 1847-го года) на линейках - многоместных экипажах на 10-15 человек, громоздких, неудобных и нерегулярных. С 7-го июня по 7-е июля 1872-го, в кратчайшие сроки, была построена первая линия конно-железной дороги, или, как стали её называть в народе, конки, коночки.
Полным ходом шла подготовка к крупной Политехнической выставке. На открытие ожидался приезд важных делегаций во главе с Государем Императором. Поскольку линейки не только затрудняли движение карет, но также разрушали мостовую и способствовали нечистоте, было решено к открытию выставки запустить и временную линию трамвая на конной тяге – чтобы посетители без проблем доезжали до центра города. Линия конно-железной дороги соединила Воскресенские ворота со Смоленским (ныне – Белорусским) вокзалом. В первой газетной заметке по ошибке сообщалось, что дорога будет предназначена для военных целей и будто бы построят её за десять дней. Неточность журналиста вызвана тем, что строили дорогу военные – видимо, только они могли поспеть к открытию Политехнической выставки.
Длина дороги составила 4,5 версты, и проложить её за десять дней было бы мудрено. Строители управились ровно за месяц, и 7-го июля первая линия конки была торжественно открыта.
Конно-железная дорога вызвала живой интерес у москвичей и гостей города. Настолько живой, что первая её линия просуществовала два года после закрытия Политехнической выставки – при том, что строили её как временную и должны были разобрать после того, как завершится сама Выставка.
В прессе нахваливали новое средство передвижения: «Вагоны очень красивы, и по изяществу отделки и удобству не оставляют желать ничего лучшего. Сидения устроены наверху и внизу вагонов, всего на 40 человек, полагая по 10 человек на каждой скамейке».
Вместе с тем отмечалось, что для москвичей конка – это, скорее, развлечение, а не средство передвижения: «Вагоны железной дороги переполнены публикой, по преимуществу едущей просто ради любопытства, посмотреть, как это ездят по таким дорогам», - отмечал журналист «Русских ведомостей».
За 15 лет общая протяжённость трамвайных путей выросла в десять раз. Появилось 11 маршрутов, самый короткий из которых ходил по Бульварному кольцу, а самый длинный – от села Богородского на северо-востоке до Ильинских ворот. К ним были добавлены ещё восемь маршрутов. В часы пик конки отходили от станций каждые 6-8 минут.
Стоимость проезда менялась несколько раз: поначалу за место на нижнем этаже конки брали 10 копеек, на верхнем – 15, затем цена упала до 5 и 3 копеек соответственно. Чуть позже была введена дифференцированная тарификация проезда.
Разница в стоимости места на первом и втором этажах объяснялась просто: наверху не было крыши.
Кроме двухэтажных в Москве существовали и одноэтажные коночки. Их устройство весьма интересно: «В вагоне 5 поперечных скамеек, каждая из которых на 4 пассажира. Скамейки имеют откидные спинки, которые легко приподнимаются. Пассажиры сидят в вагоне лицом вперед, когда же вагону нужно дать задний ход и перевести лошадей на противоположную сторону для обратного движения, спинки у сидений откидываются и вместе с тем вагон получает прежний вид, т.е. пассажиры по-прежнему садятся лицом вперед. В случае, если две скамейки будут заняты знакомыми, стоит только откинуть спинку у одной из скамеек и пассажиры получают возможность сидеть лицом друг к другу. По обеим сторонам скамеек - платформы для пассажиров, которые найдут удобным ехать стоя».
Таковы летние вагоны. Также были разработаны зимние, закрытые, защищавшие от сквозного ветра, снега и дождя, разделённые на два класса: первый, стоивший пять копеек, и второй, по три копейки.
К концу 19-го века разросшаяся сетка трамвайных линий была поделена на две зоны. Проезд в пределах одной зоны по-прежнему стоил пять и три копейки в зависимости от выбранного места. Если пассажир ехал далеко, и ему приходилось пересекать обе зоны, то цена возрастала вдвое. При этом был введён прообраз тарифа «90 минут», действующего сейчас в московском метро. Его можно было бы назвать «60 минут»: оплатив проезд в одном трамвае, человек мог совершить любое количество пересадок в течение часа.
С появлением электрического трамвая популярность конки неуклонно падает. Хотя ей продолжают пользоваться довольно долго: до 1911-го года, в Москве сосуществовали оба вида трамвая.
Первый вид регулярного общественного транспорта был не многим быстрее пешехода: средняя скорость конки составляла 8-10 километров в час. При этом на сложных участках трамваи останавливались, чтобы к двум основным лошадям пристегнуть ещё две: только вчетвером они могли поднять вагоны по склону.
Чехов о конке
«Сооружена для того, чтобы ежеминутно сходить с рельсов и учинять контузии. Внутри вагона сосуд со свинцовой примочкой — для лечения ушибов, причиняемых ездой. Верхотура стоит три копейки, а нутро пятак. Билеты белые, желтые, красные... Прислуга замечательно вежливая. Дамам говорит «вы» и не бранится, когда покупают у нее билет. Внутри вагонов курить и учинять безобразия (все, кроме чтения «Московского листка») не дозволяется», - так описал достоинства и недостатки конки Антон Чехов.
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_145875
или
|
</> |