рейтинг блогов

7 июня 1872 года открылась московская "конка"

топ 100 блогов von_hoffmann07.06.2024
7 июня 1872 года открылась московская конка


7 июня 1872 года началась история московской конно-железной дороги – и история московского общественного транспорта. До того времени горожане ходили пешком, нанимали извозчиков или ездили (с 1847-го года) на линейках - многоместных экипажах на 10-15 человек, громоздких, неудобных и нерегулярных. С 7-го июня по 7-е июля 1872-го, в кратчайшие сроки, была построена первая линия конно-железной дороги, или, как стали её называть в народе, конки, коночки.

Полным ходом шла подготовка к крупной Политехнической выставке. На открытие ожидался приезд важных делегаций во главе с Государем Императором. Поскольку линейки не только затрудняли движение карет, но также разрушали мостовую и способствовали нечистоте, было решено к открытию выставки запустить и временную линию трамвая на конной тяге – чтобы посетители без проблем доезжали до центра города. Линия конно-железной дороги соединила Воскресенские ворота со Смоленским (ныне – Белорусским) вокзалом. В первой газетной заметке по ошибке сообщалось, что дорога будет предназначена для военных целей и будто бы построят её за десять дней. Неточность журналиста вызвана тем, что строили дорогу военные – видимо, только они могли поспеть к открытию Политехнической выставки.

7 июня 1872 года открылась московская конка


Длина дороги составила 4,5 версты, и проложить её за десять дней было бы мудрено. Строители управились ровно за месяц, и 7-го июля первая линия конки была торжественно открыта.

Конно-железная дорога вызвала живой интерес у москвичей и гостей города. Настолько живой, что первая её линия просуществовала два года после закрытия Политехнической выставки – при том, что строили её как временную и должны были разобрать после того, как завершится сама Выставка.

В прессе нахваливали новое средство передвижения: «Вагоны очень красивы, и по изяществу отделки и удобству не оставляют желать ничего лучшего. Сидения устроены наверху и внизу вагонов, всего на 40 человек, полагая по 10 человек на каждой скамейке».

Вместе с тем отмечалось, что для москвичей конка – это, скорее, развлечение, а не средство передвижения: «Вагоны железной дороги переполнены публикой, по преимуществу едущей просто ради любопытства, посмотреть, как это ездят по таким дорогам», - отмечал журналист «Русских ведомостей».

За 15 лет общая протяжённость трамвайных путей выросла в десять раз. Появилось 11 маршрутов, самый короткий из которых ходил по Бульварному кольцу, а самый длинный – от села Богородского на северо-востоке до Ильинских ворот. К ним были добавлены ещё восемь маршрутов. В часы пик конки отходили от станций каждые 6-8 минут.

7 июня 1872 года открылась московская конка


Стоимость проезда менялась несколько раз: поначалу за место на нижнем этаже конки брали 10 копеек, на верхнем – 15, затем цена упала до 5 и 3 копеек соответственно. Чуть позже была введена дифференцированная тарификация проезда.

Разница в стоимости места на первом и втором этажах объяснялась просто: наверху не было крыши.

Кроме двухэтажных в Москве существовали и одноэтажные коночки. Их устройство весьма интересно: «В вагоне 5 поперечных скамеек, каждая из которых на 4 пассажира. Скамейки имеют откидные спинки, которые легко приподнимаются. Пассажиры сидят в вагоне лицом вперед, когда же вагону нужно дать задний ход и перевести лошадей на противоположную сторону для обратного движения, спинки у сидений откидываются и вместе с тем вагон получает прежний вид, т.е. пассажиры по-прежнему садятся лицом вперед. В случае, если две скамейки будут заняты знакомыми, стоит только откинуть спинку у одной из скамеек и пассажиры получают возможность сидеть лицом друг к другу. По обеим сторонам скамеек - платформы для пассажиров, которые найдут удобным ехать стоя».

7 июня 1872 года открылась московская конка


Таковы летние вагоны. Также были разработаны зимние, закрытые, защищавшие от сквозного ветра, снега и дождя, разделённые на два класса: первый, стоивший пять копеек, и второй, по три копейки.

К концу 19-го века разросшаяся сетка трамвайных линий была поделена на две зоны. Проезд в пределах одной зоны по-прежнему стоил пять и три копейки в зависимости от выбранного места. Если пассажир ехал далеко, и ему приходилось пересекать обе зоны, то цена возрастала вдвое. При этом был введён прообраз тарифа «90 минут», действующего сейчас в московском метро. Его можно было бы назвать «60 минут»: оплатив проезд в одном трамвае, человек мог совершить любое количество пересадок в течение часа.

С появлением электрического трамвая популярность конки неуклонно падает. Хотя ей продолжают пользоваться довольно долго: до 1911-го года, в Москве сосуществовали оба вида трамвая.

Первый вид регулярного общественного транспорта был не многим быстрее пешехода: средняя скорость конки составляла 8-10 километров в час. При этом на сложных участках трамваи останавливались, чтобы к двум основным лошадям пристегнуть ещё две: только вчетвером они могли поднять вагоны по склону.

7 июня 1872 года открылась московская конка


Чехов о конке
«Сооружена для того, чтобы ежеминутно сходить с рельсов и учинять контузии. Внутри вагона сосуд со свинцовой примочкой — для лечения ушибов, причиняемых ездой. Верхотура стоит три копейки, а нутро пятак. Билеты белые, желтые, красные... Прислуга замечательно вежливая. Дамам говорит «вы» и не бранится, когда покупают у нее билет. Внутри вагонов курить и учинять безобразия (все, кроме чтения «Московского листка») не дозволяется», - так описал достоинства и недостатки конки Антон Чехов.

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_145875


Кнопка
или
7 июня 1872 года открылась московская конка

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Цель беспрецедентной военной помощи, которую США и НАТО оказывают Украине – это подрыв военной и экономической мощи России. Но Запад понимает, что СВО не исчерпает все наши ...
Постоянные читатели моего журнала помнят, что в марте 2012 года я подробно описывал пребывание Светланы Медведевой в Тоскане. Она приехала в день выборов президента Путина, формально сменившего ее мужа на посту президента. Прямо с избирательного участка, где она сфотографировалась с ...
После того, как Игорь Додон вступил в должность президента Молдовы, флаги ЕС исчезли. Нет, флаг России не появился. Но флага ЕС над резиденцией главы государства больше нет. Молдавский флаг есть, да. Но не флаг ЕС. Кроме того, на сайте президента исчез румынский язык. Остались ...
Славка был многолюбец. Женился на Ирке, а она оказалась однолюбкой. Заскучал. Через 5 лет развёлся и женился на Зойке. А Зойка тоже была многолюбкой. Славка понервничал и через 5 лет развёлся с Зойкой. Женился на Инке. А Иннка была детолюбкой. Но у Славки уже были дети: от Ирки было ...
«Нам с сестрёнкой каюк — наша мама на юг улетела внезапно». Помните эту песенку Вадима Егорова? Кто не слышал, советую заютьюбить и послушать. Вот об этом, собственно, и фильм, который наконец-то удалось посмотреть: «Папа может быть только один» (Padre no hay más que uno) — испанскую ...