веры. И, с
другой стороны, когда верующие люди начинают относиться к
в глазах просвещенной публики . Все-таки люди, считающие,
что
современных верующих. Большая же часть понимает, что там речь
идет
ответствен за все, что в нем происходит,— за живое и неживое
тоже.
Это противостоит потребительскому отношению к миру...
невежества, самоуверенности и нежелания разбираться.
Максим Зельников, российский астрофизик.
-------------------------
из книги
Георгия Трубникова
Духовно-нравственная культура + обществознание
Христианство как идеология
Верующие люди совершают добро и уклоняются от зла, идя
тремя
путями. Один путь – рабский: человек опасается, что он будет
наказан
за зло, которое он совершает, поэтому он воздерживается от
зла. Это
то, что вы назвали запугиванием. Да, многие люди имеют страх
Божий,
ну и слава Богу: это же лучше, чем делать зло, ничего не
боясь. Тот же
ребенок, боясь, что его поставят в угол, примерно себя ведет,
и кто
скажет, что это плохо?
Второй путь более высокий и более радостный. Это путь
стремления к
получению награды. Это уже путь не раба, а наемника. Человек
творит
добро и воздерживается от зла , будучи убежденным, что Бог его
за это
наградит, и в будущей жизни он получит вечное блаженство,
вечную
радость. Это уже лучше, это гораздо веселее, чем боязнь, что
тебя
будут бить, колотить и мучить, да еще вечно.
И, наконец, третий путь, который святые отцы, в частности
Григорий
Богослов, считают самым высоким, самым прекрасным, это
путь,
свободы от страха и от эгоистического стремления получить
награду за
свои усилия. Это путь любви. Любви к Богу как к источнику
добра и
правды. И отсюда любовь к окружающим людям как к
творениям
Божьим. Вот этот путь самый светлый, самый радостный.
Иоанн
Златоуст, описывая, что такое любовь, говорит, что любые
другие
добродетели достигаются человеком с большим усилием, и
воздержание
от нарушения этих добродетелей всегда связано с
какими-то
страданиями. Скажем, человек, склонный к обжорству, постится,
и это
ему трудно, это ему портит настроение. Воздержание в половой
сфере
тоже может быть очень тяжело. А вот любовь – она радостна, она
не
связана ни с какими тяжелыми, горестными переживаниями. Она
–
только свет, только радость.
Путь страха, хотя и тоже верный путь, поскольку тоже приводит
к
получению вечного спасения, в этой жизни тяжел, а путь любви
светел.
Замечательно сказал св. Антоний Великий: «Я совсем не боюсь
Бога , я
просто люблю Его».
Взято из Бюллетеня, 1 в. фев.