649. Все, что тебя касается...
maxilla_k — 17.01.2010 Сказать, что меня ничего не настораживает, будет неправдой. Очень даже настораживает.Почему записанная в ноябре 2008 года программа "Закрытый показ" (с еще живым Иваном Дыховичным), посвященная фильму Валерии Гай Германики "Все умрут, а Я останусь", вышла только сейчас, - более года спустя?! Почему продюсеры Первого канала, которых в глупости заподозрить трудно, но вот в подлости и провокациях - в самый раз (они ж все гении пиара, это они управляют вкусами народных масс: "Ты, Глеб Егорыч, у себя в кабинете командуй..." (с)), вопреки, казалось бы, здравому смыслу, выпускают эту программу в ту же неделю, что и запускают сериал "Школа" того же режиссера и на ту же тему?! Случайно? Ну, уж дудки! Они всерьез изучают влияние цвета и геометрических фигур на сознание зрителя, а тут такой случайный просчет?! Ни за что не поверю. Это, скорее, выглядит козырем, который придерживали до поры, чтоб пустить его в ход, когда игра перейдет в решающую фазу. Кто-то целенаправленно лупит в "одну точку", причем, из довольно мощных орудий. Зачем? Не знаю. Но вот почему-то больно знакомый кисловатый привкус "совка" во рту уж очень явственно ощущается.
Впрочем, все это преамбула, ни к фильму, ни к сериалу, на первый взгляд, отношения не имеющая. Тем не менее, в такой ситуации сериал "Школа" будет здесь все время присутствовать за скобками, хочу я того или нет.
Когда взрослые дяденьки в студии программы "Закрытый показ" (и за ее пределами) кидают режиссеру Гай Германике какие-то нелепые
- Во-первых, она и не должна этого делать. Это задача критиков, а ее задача - снимать фильмы. И она с этой задачей, в отличие от некоторых, справляется и весьма неплохо;
- Во-вторых, девушке на момент записи программы 24 года. Вы, товарищи Знайки, много могли объяснить в 24 года?!
- И, наконец, она не просто режиссер, она девушка... Женщина. И, разумеется, как любая женщина, следует больше своей интуиции, чем логике. И у нее очень даже хорошо это получается. Скажете, нет? Еще как да! Итак...
В фильме просто бросаются в глаза некоторые немотивированные поступки. Чаще это касается "враждебного лагеря" взрослых: учителя ставят оценки, какие им вздумается: захотелось наказать за строптивость хорошую ученицу, ставят ей двойку и выгоняют из класса, а другой, которая мычит чего-то невнятное у доски, - пятерку, да так, что даже сама отвечавшая
С другой стороны, зачем Жанна (актриса Агния Кузнецова) выливает банку с живыми рыбками в могилу кота?! Ну, вот кот умер, девочкам его жалко, а рыбки живые - их не жалко?! Ну, ладно, Жанне не жалко, но у остальных даже вопроса не возникает, зачем?! Видимо, Жанна хочет сделать больнее папе, ибо это его рыбки... Чем папа это заслужил, - по фильму непонятно. А и не надо! Жанна просто хочет сделать больно. А уж папе, там, или рыбкам, это вопрос десятый! Мы все в детстве проходили этот период, на первый взгляд, немотивированной жестокости. Этакий способ познания мира через страдания и смерть других. Зачем такие детки забивают до смерти во дворах кошек? Зачем избивают и всячески унижают младших и самых безобидных?! Зачем издеваются над немощными стариками?! Причем, этому их никто не учит, но из поколения в поколение этот ритуал незыблемо соблюдается. Похоже, это заложено у наших детей где-то на первобытном уровне, и справиться с этим попросту нельзя. И мы отводим взгляд в сторону и молча соглашаемся на эти языческие жертвы. И, как ни странно, они не напрасны. Есть в этом какая-то мудрость природы. Ибо потом эти кошки, малолетки и старики, над которыми мы издевались, будут являться нам в страшных снах и будоражить в нас ту странную субстанцию, которую взрослые называют "совесть". Но это потом...
И точно так же с легкостью и беспечностью героини совершают важнейшие в жизни поступки. Нарушают клятву, используют других, обманывают, подставляют, предают... И все так же без причин. А почему? Потому что, как у Высоцкого, "нужные книги в детстве не читали". Вот же учительница геометрии, не монстр какой-нибудь, которыми полна современная школа, а вполне нормальная женщина с неплохим чувством юмора. Но они ее не понимают, ибо не знают ни Карлсона, ни Чебурашку. А знают они Тома и Джерри да Бивиса и Баттхеда. "Порвалась связь времен!" Казалось бы, окончательно и бесповоротно.
Но нет. Подруги предали, первый молодой человек подло использовал и выбросил, получила по морде от "соперницы". Все по делу, все заслужила. Но, главное, научилась жить. Да, все предадут, все отвернутся, а "Я останусь" (недаром, в названии фильма "Я", вопреки формальным правилам русского языка, написано с большой буквы). Одинокая Я. Но закаленная. Фильм про то, как выжить и остаться человеком. Не знаю, что будет с Жанной и Викой, но с Катей все будет хорошо. Я уверен. Она на правильном пути. Она становится личностью и начинает взрослую жизнь, где за свои поступки ты отвечаешь сам. Перед собой и по самому высшему счету.
Я очень боялся, что Гай Германика в погоне за "трешем", как жанром, дойдет до логического конца, и Катя достанет где-нибудь пистолет и всех расстреляет (ибо, прямо скажем, никого из этих уродиков не жалко). Однако, название фильма заиграло новыми красками, когда она в финале она просто забивается под стол и плачет, понимая, что никто, кроме нее, во всем этом не виноват. И родителей она тоже правильно отвергает, ибо, если до этого она делала все, чтобы казаться взрослой, то теперь она по-настоящему становится взрослой.
Гордон во время обсуждения спросил у кого-то, полюбили ли они героинь. Я бы ответил, не задумываясь: да. Я полностью полюбил Катю. И я вообще за то, чтоб дети бунтовали против отцов, только этот протест должен, на мой взгляд, быть, в первую очередь, эстетическим. И, если у героинь фильма этого нет и в помине, то у режиссера Гай Германики именно это и получилось. Интуитивно, как угодно. Но получилось. В полный рост! Честно и до предела! Я уж не говорю, что практически безупречно с кинематографической точки зрения.
Чего пока никак не скажешь про сериал "Школа". Тут любопытно обратить внимание на то, что сказал на обсуждении продюсер Игорь Толстунов, отвечая на вопрос о дальнейших планах режиссера Гай Германики:
- Для Леры, как для режиссера, эта тема практически закрыта. Я правильно говорю, Лера?
И Германика уверенно кивнула.
Чем же Первый канал ее соблазнил и заставил снова взяться за эту тему?! Бюджетом? Аудиторией? Германика повелась. А жаль. Молоденькая еще. Не понимает, что от определенных людей надо держаться подальше. И пока ее сериал "Школа" на фоне фильма "Все умрут, а Я останусь" выглядит вторично, невнятно, неубедительно и уныло. Увы!