570-летний юбилей нахождения Второго Рима в неволе
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![570-летний юбилей нахождения Второго Рима в неволе 570-летний юбилей нахождения Второго Рима в неволе](/images/main/570-letniy-yubiley-nahojdeniya-vtorogo-rima-v-nevole-da5cd9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/skorobogatov/77583529/224982/224982_800.jpg)
«Унылое повествование о слабости и убожестве». Так резюмирует Гиббон историю Византии, народ которой «присвоил и обесчестил имя греков и римлян». Это очень точная характеристика блестящего исторического писателя. Только эта характеристика верна в отношении не Византии, а восприятия Византии в инославном мире.
Как сложилось такое отношение?
В ранние средние века Западный мир, вероятно, жил завистью к
Византии. Все-таки, начиная с пятого века там хозяйничали варвары.
А отсюда крайне низкий уровень правопорядка, образования,
хозяйства. У них тогда воистину были "темные века" средневековья.
Византия же выстояла под многочисленными ударами варваров, а при
Юстиниане даже смогла освободить от них часть бывшей западной
империи. Сохранение государства обеспечило преемственность в
культуре и традициях с античных времен. Практически, все
существенное в церковном учении было разработано в Византии.
Затем накопилось множество внутренних и внешних проблем, которые
ослабили Византию. И уже она стала просить помощи у Запада. Так
начались крестовые походы. В конечном счете, они не только не
помогли Византии в ее борьбе с турками, но и привели к ее разорению
крестоносцами. Впоследствии же, Запад спокойно или даже с
удовольствием взирал на то, как турки постепенно добивают некогда
великую христианскую империю. Временами предоставлялась небольшая
помощь, которая по существу ничего не меняла в положении Византии,
но обязательно в обмен на подчинение. От Византии требовалось
отказаться от своего первородства, предать Православие, подчиниться
еретикам, в обмен на чисто декоративную военную поддержку
последних.
В сухом остатке. Пока Византия была сильна, Запад ей завидовал.
Когда она ослабла, он стал пользоваться этим, чтобы ее ограбить и
подчинить. В конечном счете, в том числе благодаря Западу, на месте
христианского государства возникло антихристианское.
Тогда стало формироваться "общественное мнение" среди "мирового
сообщества" в отношении погибшей христианской империи. Гиббон -
один из выразителей этого "мнения".
А как на самом деле? Была ли Византия слабой?
Вообще-то, она пережила западную часть империи на тысячу лет и
смогла это сделать благодаря успешному военному отражению множества
разнообразных варваров — авар, арабов, печенегов, славян,
болгар.
Еще раньше византийцы разгромили множество германских варваров на
Западе.
Ираклий смог разгромить Персию. Даже в лучшие времена единой
Римской империи это никому не удавалось. Ко времени Ираклия
последним, кому это удалось, был Александр Македонский. Из всех
римских правителей первым смог победить персов только византийский
император. И ведь персы сильно досаждали. В третьем веке они
одолели римлян, император Валериан попал в плен и его спиной
персидский шах пользовался в качестве подставки для своей ноги,
чтобы залезть на лошадь. В последующие века персы — постоянная
головная боль для римлян.
Затем арабы. Хотя им удалось отторгнуть от Византии Египет и
Палестину — во многом благодаря их поддержке местным населением
еретиков-монофизитов, но об основную территорию Малой Азии и Балкан
они обломали зубы. И первое крупное поражение они потерпели именно
от византийцев при Константине Погонате.
И во времена относительно слабости Византия имела своих героев.
Мануил Комнин — первый рыцарь Европы на турнирах. Естественно, он
проявил себя и на поле боя.
После разграбления Константинополя крестоносцами и создания там
"Латинской империи" греческая империя смогла восстановиться.
И все это "бесчестит имя греков и римлян"?
А как со многими блестящими императорами-полководцами, как с
уникальной красотой греческого христианства, как с оригинальной
греческой христианской мыслью? Византийская Греция в конечном счете
пала, но ведь пала, и гораздо быстрее, и классическая Греция.
В общем, мы не погрешим против правды, подчеркивая красоту и силу,
пусть и проигравшей (в мирском смысле), православной цивилизации,
отдавая ей должное и противопоставляя это нападкам самодовольных
западных народов, подобно всем победителям склонных превозносить
себя и принижать других.