570 ЛЕТ ЛЕОНАРДО


Леонардо — человек-загадка. Это факт. Никто не назовет ни одного механизма, внедренного в жизнь по его чертежам, ни одного архитектурного сооружения по его проекту, ни одной его скульптуры. При этом Леонардо — бесспорный архитектор, скульптор, инженер, изобретший все — от милицейской свистульки до марсохода.
Ему приписывают даже создание Туринской плащаницы, хотя уже за сто лет до рождения Леонардо на нее ссылаются изображения и документы.
От Леонардо сталось 13 работ, включая два повтора. Плюс две начатых. Самая крупная из станковых картин Леонардо «Благовещение» (98х217) из Уффици, создана во времена его работы в мастерской Веррокьо. Правда, леонардовской она стала в 1907 году, когда был найден леонардовский рисунок кисти руки Гавриила. До этого авторство вполне логично принадлежало учителю Леонардо. На авторство Веррокьо намекала и прямая визуальная цитата из произведений самого Веррокьо. Есть еще и луврский повтор «Благовещения» меньшего размера, но до ажиотажного спроса на картины Леонардо он считался работой ди Креди — другого ученика Веррокьо — и на Леонардо по-прежнему не тянет. Посему, из леонардовского списка «Благовещение» с повтором придется исключить. Итого — 12 картин. Три картины со средне-условным размером 150х120 см, средний размер девяти остальных укладывается в 55х45. Для профессиональной деятельности сроком в 47 лет — не густо. Фра Новеллара Пиетроделла как-то отпустил фразу, что вид кисти бесил Леонардо. При таком подходе и такой производительности любой художник неминуемо умирает от цинги.
Точно не известно, как «Джоконда» оказалась во Франции. Документов не сохранилось. Вроде бы «Джоконда» была передана ученику и слуге Салаи в соответствии с завещанием Леонардо, и кто-то даже видел ее в доме Салаи — если это не была работа самого Салаи. Потом веселого Салаи зарезали по пьянке, а картину унаследовали почему-то сестры, а не жена. И Франциск I купил у них «Джоконду». Еще не «Джоконду», а женский портрет без названия. Другие французские короли относились к картине прохладно, Людовик XIII хотел продать ее герцогу Бекингему, Ришелье отговорил, хоть и оценивалась она в десять раз дешевле, чем «Святое семейство» Рафаэля. А потом о ней, как и о Леонардо, вовсе забывают. И не вспоминают вплоть до середины XIX века, пока Теофиль Готье не рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих романтических произведений. Таким образом начинается вторая жизнь — и у «Джоконды», и у Леонардо. Леонардо вдруг ставят памятник. Причем, прозевав круглую дату, поставили памятник к 420-летию. Тогда же «восстанавливают» могилу Леонардо, которую разворошили сначала в период гугенотских войн, а завершили ворошение во времена Великой Французской.
Теперь присмотримся. 1855 год — резонирующая новелла
Готье об улыбке Джоконды; 1863 год — друг Теофиля Готье Арсен Уссе
начинает поиски останков Леонардо; 1772 — установка памятника
Леонардо; 1874 — захоронение «останков Леонардо» в Амбуазе; 1896 —
нахождение в архивах и публикация скандального «дела Леонардо»;
1910 — скандальная статейка Фрейда. И все это о художнике, которого
до середины XIX века не
вспоминали, ибо значился в общем ряду с парадоксально малым числом
картин.
Потом была кража "Джоконды" и нескончаемые разговоры о гении времен
и народов.
|
</> |