5 удивительных женщин эпохи Возрождения, истории которых вдохновляют
miss_hohotyn007 — 15.03.2021 Ренессанс обычно ассоциируется с фигурами мужчин-гениев - Леонардо, Рафаэля и других, но эта бурная эпоха породила немало необыкновенных женщин, чьи истории и сегодня вдохновляют. Они смело вырывались за пределы общепринятых рамок, сами творили свою судьбу, а иногда и оказывали влияние на исторические события.1. Катерина Сфорца, политик и военачальница
Одна из самых знаменитых женщин итальянского Возрождения, по прозвищу «Львица Романьи» и «Тигрица из Форли», была внебрачной дочерью миланского герцога Галеаццо Мария Сфорца. Она росла в Милане при дворе отца, рано вышла замуж, но ее первый муж погиб во время мятежа. Почти такая же судьба постигла и второго супруга Катерины: заговорщики зарезали его на глазах у жены. Катерина жестоко отомстила за обоих мужей, причем второй раз она лично руководила карательной операцией. Но на всю Италию Катерина прославилась не как мстительница, а как организатор обороны своего города Форли, которым она правила от имени старшего сына Оттавиано Риарио.
Когда Чезаре Борджиа с помощью французов стал с 1499 г. захватывать итальянские города, Катерина понимала, что рано или поздно настанет и очередь Форли. Она отправила детей во Флоренцию, а сама начала вербовку и обучение солдат, а также заготовку припасов и оружия, благодаря чему цитадель Равалдино в городе Форли стала практически неприступной. Когда Борджиа подошел к Форли, Катерина неоднократно отвергала его предложения мира, и в конце концов Чезаре объявил за неё награду в 10 000 дукатов, живую или мертвую, но сам чуть не попал к ней в плен. Осада крепости принесла много потерь для обеих сторон, пока, наконец, 12 января 1500 г. объединенные войска французов и папской армии под командованием Чезаре Борджиа не захватили Равалдино. Решающий штурм был стремительным и кровавым, и Катерина сражалась сама с оружием в руках, пока не попала в плен.
Крепость Равалдино сегодня
Её отвезли в Рим и поместили под стражу в Ватикане, но потом отпустили по просьбе французов, и она воссоединилась со своими детьми во Флоренции. Героическая оборона Форли прославила Катерину на всю Италию. Макиавелли упоминает о том, как много песен и эпиграмм было сочинено в её честь. Кстати, не стоит представлять Катерину солдатом в юбке: у нее было 8 детей и много внуков, которым она и посвятила последние годы жизни.
2. Катрин де Партене, французский математик и меценатка
Катрин была наследницей богатой семьи гугенотов Партене, родом из региона Пуату. Пока её ровесницы вышивали крестиком и распевали псалмы, Картин проявляла интерес к астрологии и астрономии. Видя интерес и незаурядный интеллект дочери, её мать наняла в качестве учителя Франсуа Виета, который считался величайшим математиком своего времени.
Франсуа учил Катрин множеству предметов, таких, как география, космография и, конечно же, математика. Она больше всего заинтересовалась математикой, что и предопределило её путь в жизни. Катрин приобрела известность как одна из первых женщин-математиков во Франции. Также она прославилась как покровительница искусств и писательница.
А вот личная жизнь Катрин складывалась непросто. В очень раннем возрасте она вышла замуж за Шарля де Келеннека, барона Пон-л’Аббе, но он погиб во время Варфоломеевской ночи, защищая адмирала Колиньи. Катрин осталась вдовой в 18 лет. За ней стал ухаживал гугенот Рене, младший сын в семье Роганов, но Катрин не соглашалась выйти за него замуж, пока он не стал виконтом де Роган и унаследовал состояние семьи после смерти его старшего брата. У них родилось пятеро детей, причем двое - сын Анри и дочь Анна - унаследовали литературные таланты матери, а еще одна дочь, Катрин, стала прародительницей многих монархов, в том числе Елизаветы II.
3. Артемизия Джентилески, художница
Артемизия, старшая дочь тосканского художника Орацио Джентилески, изучала живопись в мастерской отца, и более успешно, чем её братья, которые также работали в мастерской Орацио. Её первая известная работа — "Сусанна и старцы". В 1612 г. её изнасиловал флорентийский художник Агостино Тасси, работавший вместе с её отцом. После семимесячного судебного разбирательства, унизительного и мучительного для Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорён к году тюрьмы. Переживания художницы получили выражение в её наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613). К этому сюжету она несколько раз возвращалась, другие повторяющиеся сюжеты Джентилески — Лукреция, Клеопатра, Царица Савская.
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна»
Драматические события личной жизни не помешали Артемизии сполна реализовать свой талант. Она стала первой женщиной, избранной в Академию живописного искусства во Флоренции — первую художественную Академию Европы. Работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем. В 1621 году работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 годом переехала в Неаполь. В неаполитанский период художница впервые получила заказ на фресковую роспись церкви — в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 годах жила и работала в Лондоне вместе с отцом под покровительством Карла I. Затем вернулась в Неаполь, где и жила до кончины.
4. Маргарита Наваррская, писательница
Благодаря роману Дюма мы все знаем королеву Марго, но в истории существовала еще одна Маргарита Наваррская, оставившая куда более глубокий след в истории культуры. Речь идет о французской принцессе, сестре короля Франциска I, одной из первых женщин-писательниц во Франции. Маргарита Наваррская (1492-1549), рано овдовев, по воле брата-короля вторично вышла замуж за молодого Генриха д’Альбре, короля Наваррского. Не найдя счастья в супружестве и не имея возможности заниматься воспитанием своей дочери (она с двухлетнего возврата по желанию короля Франциска I воспитывалась вдали от родителей в Плесси-ле-Тур), Маргарита целиком посвятила себя литературе и религии.
Двор Маргариты в городе Нераке был одним из центров литературы, науки и искусства Западной Европы. Прекрасно образованная, одарённая поэтическими способностями королева привлекала к себе поэтов разных школ, гуманистов и вольнодумцев. Сочинения Маргариты Наваррской отражают характерный для неё напряжённый религиозно-этический поиск и сочетают медитативность, а подчас и мистицизм с некоторой суховатостью стиля. Однако самое известное сочинение Маргариты носит светский характер и во многом выпадает из её литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон» («Heptaméron», по-гречески «Семидневник»), написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо и впервые опубликованных без указания имени автора после кончины Маргариты, в 1558 г.; полная, без идеологических купюр версия вышла только в 1853 г.
Книга имела большой успех у публики. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности. При всем разнообразии сюжетов основное место в «Гептамероне» занимают любовные истории, причём любовь трактуется в духе неоплатонизма. Характерная для некоторых из рассказанных Маргаритой любовных историй трагическая интонация предваряет прозу конца XVI — начала XVII веков.
5. Елизавета (Гальшка) Острожская, основательница Острожской академии
Дочь магната Ильи Константиновича Острожского, внучка гетмана великого литовского, князя Константина Ивановича Острожского, Елизавета стала единственной наследницей огромного состояния своего покойного отца. Это богатство принесло ей много страданий, наглядно доказывая, что не в деньгах счастье. В 1551 г. сейм в Вильно принял постановление о том, что она не может выйти замуж без согласия опекунов, главным из которых был король. Ее первый муж, Дмитрий Сангушко, был неугоден королю и убит воеводой Мартином Зборовским, имевшим свои виды на богатую наследницу. Но король Сигизмунд Август, опасавшийся усиления влияния рода Зборовских, решил выдать ее замуж за воеводу Лукаша Гурку, своего сторонника. Несмотря на отчаянное сопротивление Гальшки, свадьба состоялась 16 февраля 1559 г. в королевском замке Вавель. Лукаш Гурка сразу после свадьбы отправился на Ливонскую войну, а Гальшка и ее мать бежали из Кракова во Львов, где укрылись в доминиканском монастыре.
Во Львове Гальшка, не признававшая насильственный брак, вышла замуж за князя Семена Слуцкого, но 15 марта 1559 г. Лукаш Гурка с войском осадил доминиканский монастырь, который вскоре вынужден был капитулировать. Только в январе 1573 г. после смерти Лукаша Гурки Елизавета Острожская получила полную свободу. Наконец-то она смогла тратить свои деньги на то, что считала нужным. Под влиянием своего дяди Константина Острожского Елизавета задумывается над созданием первого высшего учебного заведения - православной академии в Остроге. Она передала на её строительство 6 тыс. коп литовских денег - огромную сумму по тем временам. Национальный университет «Острожская академия» (укр. Національний університет «Острозька академія») — один из старейших университетов Восточной Европы, национальный автономный исследовательский университет Украины, существует и сегодня. Он возобновил свою работу в 1994 г., после более чем четырехвекового перерыва. В стенах университета свято чтут память о его основательнице: отмечают её дни рождения, проводят конкурс "Гальшка года", на котором выбирают самых активных, красивых и талантливых студенток.
Таким образом, не стоит представлять женщин Возрождения исключительно в виде придворных дам, озабоченных интригами и романами, или в образах достопочтенных матерей семейств: они были очень разными, и так же, как и мужчины, внесли свою лепту в историю и культуру.
|
</> |