5 рассказов разных авторов

Среднего размера рассказ от мастера нуарного жанра. Наемный убийца экстра-класса отправляется на очередное задание. Он уже много лет промышляет заказными убийствами, для маскировки ведя образ жизни безобидного обывателя с какой-то обычной работой и скучными интересами. Сейчас ассасину предстоит ликвидировать какого-то важного дельца прямо в кабинете его офиса. Направляясь к месту выполнения задачи, он прокручивает в голове некоторые из прежних удачных дел и вспоминает своих прошлых жертв. А также предвкушает, как будет тратить заработанное на изощренные развлечения с продажными женщинами. Еще не зная, что в сегодняшнем деле его ждет определенный сюрприз...
Спиллейн здесь, по моим ощущениям, немного играет на поле другого классика, Джима Томпсона, позволяя нам побыть какое-то время в сознании конченого социопата. Так-то и Майк Хаммер из одноименного цикла – тоже тот еще головорез, но какие-то принципы имеет. А здесь персонаж абсолютно аморальный, готовый браться за любую грязную работу.
Рассказ прочитан на русском языке в сборнике издания начала 1990х, но оригинального названия установить не удалось. Указанный на фантлабе «Tomorrow I Die» относится явно к совершенно другому рассказу (экранизирован в сериале Fallen Angels). Как называется этот – трудно определить. Полагаю, имеет место некая путаница. Жаль, что нет нормальной библиографии автора с аннотациями.
Герман Шендеров, «Технические жильцы»
Мистический психологический хоррор. Прикольная идея такой нечисти как «домовые многоквартирных домов», которых видят только работники ЖКХ (которые категорически ни при каких обстоятельствах не называют себя «коммунальщиками», потому что коммунальщики – это эти самые, кого лучше лишний раз не поминать всуе). Оно только звучит смешно, а так-то там все довольно серьезно и жутковато. Также хорошие элементы семейной мрачной бытовухи про взросление, папашу-арбузера, первую любовь с трагическим поворотом и так далее. И про безумие немного (ближе к финалу – много). Отличный психотриллер, где потусторонние элементы мистики – далеко не самое страшное.
Самый впечатливший меня факт: действие происходит в Мытищах! И я, кажется, даже знаю примерно, в каких домах. Каждый раз встречая родной город в любых произведениях масскультуры, радуюсь как ребенок. Ничего не могу с собой поделать, это приятно. :)
Алексей К. Толстой, «Семья вурдалака»
Очень известный готический рассказ, наряду с «Упырем» считается родоначальником русского ответвления вампирской литературы и одним из первых чистых представителей отечественного хоррора вообще. Написан автором на французском, так что все русские издания – это, как ни странно, переводы.
Там и герой-рассказчик - француз, который в середине XVIII века (всего лишь легкое ретро на момент написания рассказа, 1830х) отправляется на Балканы по дипломатическому поручению Версаля. По пути он останавливается на ночлег в маленькой деревушке в доме простой сельской семьи. Семья простая, но события происходят очень непростые: отец семейства недавно вернулся из похода против разбойников – причем вернулся не то живым, не то мертвым. Родные нарушили важный ритуал, который он им строго наказал соблюдать, и вскоре начинается сущий ад….
Эта классическая готика и сейчас читается очень бодро – без всякой старомодной заунывности, действия много, пугательные сцены тоже достаточно эффектные, выдержан дух безысходности и мрачной обреченности, хотя для главного героя все кончается вполне благополучно. Рассказ многократно экранизировался как у нас, так и за рубежом.
Евгений Баратынский, «Перстень»
Тут эдакая готика-лайт, к ужасам имеющая очень отдаленное отношение.
Мне не понравился финал, показался дешевым трюком. Может быть, на момент написания этот прием еще не было настолько избитым (хотя и на сей счет есть сомнения), но сейчас это смотрится очень банально и глупо. Когда зловещие тайны и мистика объясняются по итогу какими-то материалистичными причинами разной степени обыденности. Само по себе это норма, вон даже в «Дикой охоте короля Стаха» (а это осознанная нео-готика 20 века) были приземленные причины жути – но был и интересный криминально-триллерный сюжет. А в этом рассказике как-то все очень уж няшно-прянишно объяснилось и разрешилось. Да к тому же и персонаж, воплощавший всю мистику, оказался в итоге «функцией» для дарования удобного хэппи-энда главным героям, сам не получив практически никакого психологического раскрытия и развития.
Почитать можно, конечно – но это такая литературная развлекательная безделица, артефакт своего времени. Состарилось произведение не лучшим образом. Написано хорошим, не очень-то даже и старомодным языком, читать было интересно — но забывается очень быстро.
Амброз Бирс, «Житель Каркозы / An Inhabitant Of Carcosa»
Короткий рассказ в жанре своеобразной притчи. И он вроде бы даже очень простой на первый взгляд — но дичайше атмосферный и врезающийся в память. И я не могу объяснить, почему. Само описание как места действия, так и внутреннего состояния героя навевают какую-то пугающую тревожную тоску. Время-безвременье, человек без прошлого и будущего, странные образы упадка и необратимого распада всего сущего. Если визуализировать, то по ощущениям напоминает нечто среднее между картиной «Над вечным покоем» Левитана и гнетущим пейзажем из концовки кинофильма «Седьмые врата ада».
|
</> |