5. про Нас и всякую нежить
brat_chik_2 — 12.11.2023Предуведомления:
1. Мои познания в истории довольно поверхностны, поэтому данные рассуждения - всего лишь гипотеза, отправная точка для дальнейших рассуждений и исследований.
2. Да простят меня за этот текст славные Берсерки, Шахиды и Три Богатыря.
........................................................................
Война естественна для людей.
Есть много совершенно естественных вариантов поведения:
*Любить свою жену и детей.
*Жертвовать жизнью ради своей жены и детей.
*Бить жену и детей, если они тебя не слушаются.
*Испытывать неприязнь к детям своего супруга от первого брака (все эти сказки про жестоких мачех и бедных падчериц).
*Для мужиков - трахать всё, что движется.
*Испытывать трогательную жалость к младенцам.
*Испытывать брезгливость и неприязнь к неграм, китайцам и индусам (для европейца)
*Отбирать у другого то, что хочется тебе (еду, жену, деньги...)
*Убивать того, кто хочет у тебя что-то отобрать.
Всё это и ещё очень многое - естественные, природные наклонности. Обезьяна, которая живёт в нас, так бы и поступала.
Шимпанзе не делает дурного, если убивает чужого детёныша и не заслуживает похвалы, если с риском для собственной жизни спасает своего детёныша. Она иначе не может. Это не её заслуга. Она здесь мало чем отличается от травы.
Но мы не только обезьяны. Поверх выстроился новый этаж - человечности. Он не прошит в нашем мясе, но с самого рождения начинает впечатываться через подражание, через воспитание, через чтение. Здесь мы начинаем смотреть на своё поведение через призму морали. На этом этаже мы "познаём добро и зло". Многие наши желания и поступки приобретают моральную окраску. И всю жизнь мы говорим своей внутренней обезьяне: "Любить родственников - это не только естественно, но и хорошо. Какая красота, когда для творения добра не надо напрягаться, когда оно само - удовольствие... А вот так не поступай, не подставляй сослуживца, чтобы получить его премию, это не хорошо, это по скотски".
Война естественна в том смысле, что и обезьяны с палками бьют соседнюю стаю в борьбе за ресурс. Жажда войны заложена в людях. Но культурная история человечества наслоила поверх этого звериного рыка много новых этажей. На одном этаже говорят, что бить другого, только потому, что он слабее, - нехорошо. На другом говорят, что презирать, ненавидеть или бить другого только за то, что он не похож на тебя цветом кожи, языком или традициями, - нехорошо. С тех пор, как появился язык, с тех же пор и появился этаж, где говорят, что конфликты нужно решать словами, а не кровью.
Эти этажи выстраивались постепенно. Человек - существо социальное и поначалу социумом была стая-племя- замкнутый народ. Внутри этой стаи-народа формировалась своя культура. Сначала, вероятно, пришло понимание, что не ты пуп земли, что нужно обращаться "по-человечески" не только со своей семьёй, но и со всеми соплеменниками. На этом этапе формировался патриотизм. Готовность трудиться во благо своего народа, готовность отдать за него жизнь. На этом этапе воинская доблесть была предельно достижимым способом выразить свою человечность, свою любовь к людям и преданность Человечеству (которое и было твоим народом).
Сейчас сотни книг и фильмов описывают героя, который борется с инопланетянами и жертвует и собой и своей семьёй лишь бы человечество как вид не исчезло с лица земли. Наша странная история, наши взлёты и падения, наши книги и музыка, наши соборы и пирамиды, детские колыбельные и богослужебные гимны - всё это кажется эдакой сверхценностью, за сохранение которой мы готовы жертвовать практически всем. Наша уникальная Человечность - удивительный кристалл, выросший на бесконечных просторах "естественного". Вот в те стародавние времена, как я полагаю, Человечность, которую нужно было сберечь - была только в твоём народе. А вокруг жили всякие собакоголовые, циклопы кентавры и людоеды. Чуть позже вокруг жили всякие чурки черножопые, макаки косоглазые и нигеры. " Варвары" и "немцы".
Миф о нечеловечии и опасности нигеров, кентавров и жиденят взращивается в культурном поле - в разговорах, песнях, книгах. И чем более закрыты границы, чем меньше связей - тем легче этому мифу существовать и жиреть. Но границы рано или поздно рушатся. Хотя бы и на поле брани... И воткнув штык в грудину японской макаке ты вдруг с удивлением видишь, слёзы на человеческом лице. И это лицо потом не раз явится тебе во сне. Не только война - и торговля и туризм сталкивают людей разных рас и вероисповеданий лицом к лицу. Теперь вот интернет. Но народы посмотрели в лица друг друга совсем недавно и этаж, где говорят, что все люди - братья и что воевать нельзя - только строится.
Тысячелетиями замкнутые в скорлупу своих границ государства создавали могучий культ патриотизма с безусловной поддержкой своего народа и недоверием, а то и ненавистью к остальным. Поднебесная, Святая Византия, Великая Дойчланд, Святая Русь... А кругом враги-враги-враги... И тем не менее, с давних пор границы не были абсолютными. Постоянно курсировали караваны торговцев. Работорговля тоже способствовала межнациональному взаимопониманию (как бы странно это не звучало). Рабы, частенько освобождались, образовывали диаспоры и даже проникали во власть - вспомнить хотя бы мамлюков. Идеи Человечности и пацифизма возникали в самых разных культурах, гасли, возрождались. Но даже исчезнув, они оставляли память о себе и это медленно, крайне медленно наполняли нашу общую копилочку добра.
Про копилочку пацифизма и про его «критическую массу» дальше.
|
</> |