45 лет назад. Как взорвалась «Рептилия» (в 7 карикатурах)


Знакомьтесь! Это Анастасио Дебайле Сомоса, или Анастасио Сомоса-младший (1925—1980), президент Никарагуа, сын Анастасио Сомосы, соответственно, старшего, и тоже, по совпадению, президента Никарагуа. Того самого, о котором президент США Франклин Делано Рузвельт, по легенде, отозвался в 1939 году крылатыми словами: «Может быть, он и с*кин сын, но это наш с*кин сын». Сомоса-младший был точно такой же точно сук... то есть, пардон, такой же хороший человек, как и его добрейший папа.
В СССР президентскую династию Сомос недолюбливали и характеризовали так:

1978. Лев Самойлов (1918—1988). Из серии «Хищники империалистических джунглей. В «Красную книгу» не заносить!». «Горилла. (Хунта-узурпаторис). Отличается свирепым нравом. Водится в Чили, Парагвае, Гаити, Никарагуа. В Гаити образует чётко ограниченное семейство («Папа Док», «Бэби Док»)».
Но в 1979 году в Никарагуа случилась страшная неприятность — сандинистская революция. Перед этим законный, наследственный и потомственный трон Сомос кренился-кренился, шатался-шатался и... рухнул.
Что тоже было отражено на советских карикатурах.

Советская карикатура на Сомосу-младшего

1978. Наум Лисогорский (1910—1986). «— Вашингтон? Говорит Сомоса! Положение в Никарагуа устойчивое!»

1979. Борис Ефимов (1900—2008). «Голос из бункера. Сомоса: — Я всё ещё на высоте положения!»

1979. Кукрыниксы. Карикатура на Сомосу-младшего
Тут ещё можно отметить, что Сомоса, наряду с генералом Пиночетом, принадлежал к тем немногим западным политикам, на кого в 1970-е годы советские художники могли свободно публиковать самые язвительные и острые карикатуры. На главных лидеров западного мира, таких, как Рональд Рейган или Маргарет Тэтчер, карикатур в советской печати тех лет не найти, за единичными исключениями — разве что попадались перепечатки рисунков из западной прессы, обычно в газете «За рубежом». (Конечно, едва ли такой излишне церемонно-обходительный тон был правильным...) Зато с Сомосой, Пиночетом, Дювалье, Стресснером дипломатических отношений у СССР не было — и с ними можно было не церемониться, вдоволь отвести на них душу и оттоптаться сполна.
И вот Сомоса вылетел из президентского кресла! Вылетел в прямом и переносном смысле слова: в столицу страны вступила победившая повстанческая сандинистская армия, а Сомосе пришлось усесться в свой самолёт «Боинг» и навсегда покинуть родину. Перед этим он, как верный и благодарный сын своего родителя, завещавшего ему и президентское кресло, и всё своё богатство, приказал выкопать из земли гроб с телом Анастасио Сомосы-старшего, а также гробы всех усопших членов президентской фамилии. Загрузил этим добром грузовой отсек «Боинга», положил в багаж ещё скромную сумму в 400 миллионов долларов, выкачанных этой достойной семейкой из подвластного ей народа за 43 года славного правления, и направился в изгнание. Но куда ему было лететь?..
Этот деликатный момент бегства также отражён в советской карикатуре:

1979. Борис Ефимов. Свергнутые революциями в своих странах шах Ирана и экс-правитель Никарагуа Анастасио Сомоса. «— Не посоветуете ли, где найти надёжное политическое убежище? — Сам ищу»
Однако подсказка, где искать, имеется выше: на рисунке Льва Самойлова перечислены наиболее замшелые антикоммунистические диктатуры Латинской Америки: Чили, Гаити, Парагвай. Вот туда-то, в Парагвай, под крылышко тамошнего проамериканского правителя, генерала Стресснера, и направил свои стопы Сомоса-младший. Вот он, этот милейший человек и друг Сомосы, Альфредо Стресснер, продержавшийся в президентском кресле до 1989 года.

Альфредо Стресснер (1912—2006)
Казалось бы, под его дружественным попечением Сомосе ничто не угрожало!

Анастасио Сомоса под раскидистой сенью парагвайских древес
И этот момент парагвайской эмиграции Сомосы тоже запечатлели своим пером недобрые советские карикатуристы.

1979. Лев Самойлов. Сомоса: — Я чувствую себя в Парагвае, как дома!
Но увы и ах, спокойная жизнь в эмиграции не задалась, и заслуженный отдых беглого правителя в Парагвае вскоре оказался возмутительным образом нарушен.
17 сентября 1980 года биография Сомосы драматически оборвалась. Она завершилась в столице Парагвая, Асунсьоне. И завершилась взрывом!
Как теперь известно, взрыв бронированной автомашины Сомосы был проведён по решению революционного правительства Никарагуа. Кстати, революционеры-сандинисты, осуществившие эту революцию, и сейчас находятся у власти, хотя они и стали гораздо умереннее.

17 сентября 1980. Взорванный автомобиль Сомосы
Операция по покушению на экс-диктатора называлась характерно — «Рептилия». Первый выстрел из гранатомёта по бронированному «Мерседесу» не принёс успеха, охрана открыла ответный огонь. Тогда участники покушения завязали перестрелку, не давая вырваться из засады. Второй выстрел из РПГ снёс у автомобиля крышу и дверь, после чего Сомоса был добит на месте из автоматов, как и его охранник и водитель. Партизаны отступили, но одного из них полиции удалось задержать, так как он сильно выделялся в толпе своим высоким ростом (1 м 90 см) и рыжей бородой. Он погиб под арестом в результате жестоких пыток, а его товарищи сумели покинуть страну.
Чем это давнее событие может быть поучительно для нас сегодня? Да тем, что ни дружба с Вашингтоном, ни покровительство сильных мира сего, ни оружие, ни туго набитые золотом и долларами мешки — ничто не спасает в конечном итоге
Вот, собственно, и всё.
|
</> |