«Музыка на-а-ас связала...» ©




- Страничка моды «В ритмах диско». 1983 год.
- Статья из газеты «Труд» о визите мужчин из 'ABBA' в Москву.
1983 год.
Далее шли классические произведения советских композиторов – Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Т.Хренникова, etc. Они считались наследниками «высокой классики» предшествующих столетий. Следом маршировали советские композиторы, воспевающие нашу дерзновенно-праздничную повседневность – И.Дунаевский, Д.Покрасс, А.Пахмутова. Высоко котировалась народная музыка, но с некоторыми изъятиями - на радио и телевидение весьма редко попадали какие-нибудь архаические, почти языческие песни Русского Севера. Был важен эффект узнаваемости – из всех радиоточек звучали многочисленные «Калинки-малинки», «Во поле берёзки…» и «Валенки».
Романс и оперетта, считавшиеся ещё в 1950-1960-е годы – «мещанской пошлостью», в эпоху Застоя сделались вполне приемлемыми и даже - желательными жанрами. Так, в публикациях о стилягах 1950-х непременно подчёркивалось, что «…он знает наизусть все арии из «Сильвы» и «Марицы», но не знает, кто создал оперы «Иван Сусанин» и «Князь Игорь». Стиляги не живут в полном и в нашем понятии этого слова, а, как бы сказать, порхают по поверхности жизни…» (Это строчки из знаменитого фельетона «Стиляги» 1949 года). То есть, помимо буржуазного буги-вуги, стиляга предпочитал ещё и произведения опереточного жанра. В 1970-е-1980-е годы оперетта сделалась «выбором» почтенных дам и импозантных мужчин, но уж никак не стильных отщепенцев.
- Пластинки группы 'ABBA', выпущенные в СССР.
Существовала, конечно же, эстрада, которая также условно делилась на «касты». Были мэтры – Л.Утёсов, К.Шульженко, Л.Зыкина, И.Кобзон, Л.Лещенко, а были и «легкомысленные» ВИА. Что характерно, юношество неохотно принимало, как тех, так и других, потому что даже молодёжные вокально-инструментальные ансамбли катастрофически отставали от модных веяний Запада. Невероятно популярны были отдельные исполнители – С.Ротару, В.Леонтьев, Ю.Антонов и, разумеется, А.Пугачёва. О некоем противостоянии двух «королев» - Аллы и Софии ходили эпатажные слухи, которые тогда невозможно было ни подтвердить, ни опровергнуть – в те годы не существовало программ и журналов, посвящённых «светской жизни». Была ещё прекрасная музыка из кинофильмов - её часто выпускали отдельными пластинками. Музыку из отдельных фильмов даже специально записывали с телефизора. Многие мои подруги писали себе песни из «Трёх мушкетёров», например.
Всегда особняком стоял джаз. Запретно-стиляжный в 1950-х, он со временем сделался музыкой респектабельных людей, не превратившись, при этом, в «любимца» Советской Власти. То есть, джаз не был ругаем, но и не был в особом фаворе. Джаз выбирали для себя люди с хорошим вкусом и неплохим достатком. В 1983 году на экраны вышел фильм К.Шахназарова «Мы из джаза» с музыкой А.Кролла. Это была типичная для тех лет ретро-комедия – с хорошими артистами и качественной музыкой. С точки зрения большинства молодёжи, джаз был музыкой старшего поколения. Если посмотреть любой концерт тех лет (к примеру, новогодний «Огонёк»), то вся вышеприведённая иерархия предстанет во всей красе – сначала опера-балет, потом – народный танец, следом – советская эстрада.
- Программа шведского ТВ - «Лестница Якоба» - в гостях у Аллы.
1987 год.
В середине 1980-х начался настоящий «эстрадный бум» - возникло много новых исполнителей, которые, однако, продолжали традицию отечественной эстрады – их ритмы, как всегда, не совпадали с «общеевропейскими». Помню, меня очень бесило газетное слово «задушевность». Почему-то именно это качество должно было отличать советскую эстрадную песнь от какой-нибудь английской «кричалки» (а также от вопилки, бухтелки и ворчалки). Хорошо помню всякие статьи, противопоставляющие эту самую задушевность - модности и ритмичности. Также выбешивали все эти фразы о том, что русской песне свойственна напевность, особый лиризм и прочие -измы, которые может убить диско-ритм. Так вот, все эти Кати Семёновы и Валентины Легкоступовы продолжали всю эту «задушевную» тягомотину - с лёгкими, немного печальными улыбками они пели про любовь и вообще не давали драйва. Лично мне гораздо больше нравились патриотические, сугубо официозные песни о войне, о Ленине, о коммунистических бригадах. То есть их я никогда не вырубала - в них, как раз, таки был драйв. А вот песнюшки всех этих милых и душевных женщин, поющих про ягоду-малину и белый-теплоход, я просто не переваривала. Более того, они мне казались жуткой халтурой.
Сейчас, по прошествии лет, «официальная» советская музыка кажется на редкость качественной, добротно сделанной и основательной. Голоса, мелодии – всё выверено, всё, как тогда говорили – «сделано на совесть». Но именно в музыке тех лет наиболее остро ощущается нежелание (вернее – невозможность) следовать общемировым модам. Поэтому когда во второй половине 1980-х вдруг завелись (sic!) группы «Мираж» и «Ласковый май», по звучанию вписывавшиеся в общеевропейский «саунд», их, разумеется, приняли «на ура». Вообще, когда я впервые услышала «Видео-видео» группы «Мираж», я не сразу поняла, что поют-то по-русски. То есть ритм был совершенно сумасшедший, так не похожий на всю эту «горную-лаванду». (Вот эту задушевную лаванду я особо не терпела и даже хулигански переделала её на «тухлую баланду»). Из местных я любила Виктора Салтыкова с группой «Форум» - они начали разрабатывать «модный ритм» ещё в до_миражную эпоху. Правда, потом, когда он стал петь в «Электроклубе», это было уже не то.
- Посередине - Виктор Салтыков.
Вообще же, диско и нью-вэйв, в отличие от рока, в СССР очень даже привечались. Их не пропагандировали напрямую и даже поругивали за безыдейность, но все дискотеки, проводящиеся, кстати, под эгидой местного Комсомола, были более-менее укомплектованы западным музоном. После 1986 года советская дискотека по репертуару почти не оставала от западных. До этого, правда, отставание было значительное - в начале 1980-х вовсю крутили хиты 'Arabesque' 1978-1979 годов. Та же дискотечная музыка, в отличие от протестно-иддивидуалистского рока, как раз - таки, была изначально создана для «корпоративного» досуга, она в гораздо большей степени подходила для советской коллективистской морали. Вместе поработали в цеху – вместе попрыгали под ‘Ottawan’. Отсюда – активное проталкивание на советский «рынок» диско-групп 'ABBA','Boney-М'.
К тому же, рок – это музыка, всё-таки «для мозгов», а диско – «музыка для ног», начисто лишённая душевно-напевных мотивчиков. Я очень любила эту самую «бони-эмовщину» - именно за отсутствие задушевинки и за присутствие ритма. Помню, как мы с подругой в 3-м классе часа полтора слушали один и тот же: «Ра-ра-распутин!!! Лавер оф зе рашен квин» Кассету заездили до предела. Вообще, как-то, в силу того, что у нас была немузыкальная семья, я сама воспитывала свой невеликий вкус. То бишь в театры водили, картины - показывали, а с музыкой как-то не сложилось. Так до сих пор и верна «Распути́ну» во всех видах - от дискотеки 80-х до современной шняги, типа Lady Gaga. Остальное не прёт. Ну так вот! Ещё интересный момент - о группе 'ABBA' в советской печати всегда отзывались с теплотой, хотя эти шведы и не были членами тамошней компартии.
- Обложки пластинок популярных исполнитлей «Спейс», Дайаны
Росс и «Бони-М».
Более того, нежелательная информация о членах группы тщательно скрывалась. Например, на Западе было широко известно, что Анна-Фрид (норвежка) - дочка немецкого солдатика-интеллигентика, то есть фашистского оккупанта. Если бы 'ABBA' была неугодна и её влияние на умы захотелось бы минимизировать, в советской прессе тут же возникла бы статья: «О чём поёт дочь эсэсовца?» Именно так и назвали бы, хотя Анны-Фридин папочка отнюдь не эсэсманн. Но вон писали же, что Фредди Меркьюри носит эсэсовскую фуражку (бу-га-га). Далее в песнях группы нашли бы пропаганду какого-нибудь нехорошего дела (например, культа денег)... А вообще - всё было клёво. Нам не мешало даже то, что запись часто бывала просто ужасающая – со скрипами, с шумами, ибо это могла быть энная копия, переписанная с одного советского «мага» - на другой. А бывало и так, что переписывали и вовсе при помощи микрофона – качество записи было вторично, главное – музыка! Чтобы можно было поставить «мафон» на подоконник и врубить на полную громкость. И как было приятно и даже где-то волнующе – купить новенькую импортную кассету и распечатать её...
- Обложки
пластинок взяты ТУТ.
- Заходите в сообщество
disco80!!!
- Одна из моих любимых песен тех лет. Поёт
Виктор Салтыков.