4. Сила и слабость

Будьте «как дети» (Мф. 18: 3),
«ибо таковых есть Царствие Божие»
(Мк. 10: 14)
undefined
— Закрой форточку. Дует. Я уязвим к
сквознякам...
— Только к сквознякам?
— А в остальном я почти изничтожил
свои уязвимости. Они мешают жить. От них надо избавляться.
— Уязвимость. Означает ли это
слабость?
— Да. Верно. А слабость означает, что
тебе могут причинить вред.
— Значит нужно скрывать свои
слабые места? А еще лучше - вообще избавляться от слабости? Стать
сильным и неуязвимым человеком, так, надо полагать?
— Ну конечно! Или ты хочешь возразить
и оспорить, по своему обыкновению? Но в этом вопросе тебе это не
удастся. Потому что все же очевидно. И двух мнений быть не
может.
— Ок. Но я все-таки попытаюсь.
— Дерзай.
— Итак, ты говоришь, что уязвимость
равна слабости и это плохо, её надо искоренять в себе?
— Однозначно! Это не просто плохо,
это опасно, даже для жизни вообще. Попробуй доказать обратное.
— Доказывать не буду. Просто спрошу.
Вот скажи, мужество, храбрость, смелость - уместны ли эти
характеристики к человеку, который сильнее если не всех, то многих,
априори непобедимый, несокрушимый и вообще - бессмертный?
— Ну, это ты описал какое-то
всемогущее божество, а не человека.
— А в чем разница?
— Да в том, что ты назвал и разница.
Человек смертен, в нем силен инстинкт выживания, о силе своей он не
может судить, пока не сразится с противником. Кроме того, он может
быть повержен, если противник сильнее окажется. И даже убит.
— Ну и? Продолжай. Так кто смелый и
мужественный - он или тот, кто не имеет перечисленных
слабостей?
— Ну конечно же, он.
— Почему?
— Да потому что он преодолевает свои
слабости, ради цели, идеи - действует вопреки, тому же инстинкту
самосохранения. А если ты вечен и несокрушим - то где здесь место
мужеству?
— Ну вот, не я, а ты сам сейчас
"доказал", что уязвимость нужна. Для того, чтобы человек делал
нравственные, моральные выборы, преодолевая свои слабости -
становился сильнее.
— Хорошо. Но ты привел неудачный
пример, на мой взгляд. Воин, противостояние, битва... мужество. Это
не совсем то. В этом случае да. Воин должен преодолеть свои
слабости, пренебречь уязвимостью и стараться сокрушить врага. Но
если бы он и был бессмертен и непобедим, то пусть бы и не мужеством
и преодолением было бы то, что он вступил в бой с неприятелем, но
ведь главное - цель. Победить, наказать зло. Так что, сверх
способности и отсутствие слабостей - только в плюс.
— А если этими свойствами обладает
как раз носитель зла?
— Вот он, хорошо бы, чтобы был
уязвим.
— Так нужна или нет уязвимость?
— Что-то ты меня совсем
запутал. В бою хорошо, когда ты сильнее врага. Слабость твоя может
быть на руку противнику. А уж с мужеством или просто по праву
сильного ты его побеждаешь - не столь важно. То есть - прав я.
Уязвимость - это плохо.
— А как же, если враг, носитель зла -
неуязвим?
— Ну тогда да - понадобится мужество,
чтобы вступить с ним в бой.
— А мужество невозможно без
преодоления своих слабостей. То есть, в минуты опасности, человек
вынужден делать выбор: "бей или беги". И это уже нравственный
выбор. Который дает возможность человеку стать духовно сильнее,
если им будет сделан правильный выбор. А значит?
— А значит - уязвимость нужна, для
духовного роста, так?
— Заметь, не я это сказал.
— Ну хорошо. В том, что касается
воина - ты меня убедил. Но как же в простой жизни, в мирное время?
Вот зачем нужны эти уязвимости? Что они создают, кроме проблем?
— Отчего же. Вот скажи - как ты
понимаешь любовь? Чем особенны отношения близких, любящих
людей?
— В первую очередь - доверием и
открытостью. Также - честностью, верой, преданностью, безопасностью
быть самим собой, - возможностью показать и свои слабости в том
числе. Без этого в любви не бывает. Я о настоящей любви, а не о
страсти или влюбленности.
— А все эти качества не являются ли
они именно уязвимостью?
— В любви? Нет!
— Я определяю уязвимость, как
неопределенность, риск, а также - нежелательное эмоциональное
воздействие. Разве ты защищен от этого в отношениях?
— Поясни.
— Просыпаться каждый день и
любить кого-то, кто может любить нас в ответ, а может и не любить,
и надежность человека мы можем предполагать, верить в нее, но быть
уверенным в ней никак не можем, не можем даже любимого человека
обезопасить от своей возможной нелюбви в будущем - разлюбил,
встретил другого человека, которого полюбил, все бывает. Да и
объект любви - может остаться в нашей жизни или может уйти без
предупреждения, может быть верен до того дня, когда умрет или может
предать нас завтра — это и есть уязвимость.
— Да. Ты прав. Но ведь без этого и
любви не бывает. Какая же это любовь, если не верить, не доверять,
не быть искренним, не быть самим собой, скрывать свои слабости друг
от друга, не надеяться на долгое будущее с этим человеком, не быть
ни в нем, да и вообще - ни в чем уверенным...
— А значит?
— А значит в любви нужна уязвимость,
открытость?
— Заметь, и это сказал не я, к этому
пришел ты сам.
— Хм. Как ты меня... Таки переубедил!
Да, кстати, форточку можешь не закрывать. Вдруг и эта моя
уязвимость к скознякам окажется в чем-то полезной)
— Нуу, без фанатизма, мой друг!
Благоразумие еще никто не отменял)
Автор: Санни