№4. Пара слов про навигацию. Что делать с картами?
lupus_sapiens — 27.07.2024Из Даксфорда сообщают, что самолёт успешно разобран и подготовлен к перевозке:
Чартерный рейс DC-3, которым контейнер должен быть доставлен на Милос, запланирован на вторник, 30 июля. Если всё пойдёт по графику, то сборка на месте будет завершена к пятнице, после чего можно будет приступить к облёту. Также, вероятно, потребуется перекраска борта (это ещё несколько дней).
Тем временем встаёт в полный рост вопрос навигационного обеспечения перелёта. Если с радионавигацией всё более-менее ясно, то с прочим есть нюансы.
GNSS запрещены правилами. Астронавигация — штука, сильно зависящая от условий, в первую очередь, времени суток и погоды. Получается, что, кроме сборника частот приводных маяков и станций всяких радиосистем ближней и дальней навигации, наше основное оружие — карта, линейка, циркуль и, безусловно, часы.
В закромах родины обнаружилась вот такая интересная книга, выпущенная Главным управлением геодезии и картографии СССР в 1988 году :) :
Масштабы карт соответствующие: от 1:1000000 до 1:7500000. То
есть, в одном сантиметре у нас будет от 10 до 75 километров. Если с
первым вариантом вполне можно работать, то второй вносит
нездоровую неопределённость :). Что это за перелёт такой,
если ты ни разу не заблудился :)?
Вот как выглядит, к примеру, Камчатка в масштабе 1 см к 60 км:
Однако... если бы дело заключалось только в масштабе! Большую роль играет проекция, и тут с ней беда. Картографические проекции можно разделить на две большие группы: равноугольные и равновеликие, и для навигационных карт используются, как правило, именно первые, поскольку прокладка курсов по карте с сильным искажением углов (в равновеликой проекции) большого смысла не имеет. В атласе же карты представлены именно в равновеликих проекциях. А нам нужен, например, Меркатор.
Непременно нужен, так как радио — штука вспомогательная, основным же способом навигации при перелёте будет полёт по счислению: проложили курс, зафиксировали скорость, взяли необходимые поправки на ветер, магнитное склонение и т.п., засекли время и ждём, что спустя определённое количество часов и минут окажемся в определённой точке.
Где разжиться подходящими картами? Вопрос пока остаётся открытым.
Продолжение следует...