![](/media/images/top/preview/c5staticflickrcom6565330189362292_6e3e6721b3_b.jpg)
4 метра счастья
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c5.staticflickr.com/6/5653/30189362292_6e3e6721b3_b.jpg)
Что такое четыре метра в городе? Это может быть высота потолков (по-царски прямо), примерно одно парковочное место, высота знака на улице или же ширина выделенной полосы. О последнем и поговорим, тем более есть повод - Департамент Транспорта, неожиданно-приятно, ввёл противошёрстную выделенку на Воздвиженке. Её, к слову, вы можете лицезреть выше.
Почему выделенки – это хорошо, при том для всех, и как сделать их хорошо – об этом далее.
В городе 90% вопросов упирается в землю - это самый ограниченный ресурс, поэтому им надо распоряжаться с умом, чтобы не допустить расползания города и сохранить комфортную городскую среду. Транспортный вопрос тоже завязан на это, ведь улицы это не что-то безграничное - они лимитированы застройкой, поэтому острейшая проблема любого города звучит "как максимально эффективно и недорого перевезти людей".
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c1.staticflickr.com/6/5819/30189360272_0de583505c_b.jpg)
Тут выясняется страшная истина, что личный автотранспорт не подходит для массовых передвижений внутри города, потому что занимает не только много места на проезжей части (одна полоса пропускает максимум 900 машин в час, в каждой машине, в среднем, 1,2 человека), но и требует много машино-мест (как минимум 2). Метро строить долго и дорого, к тому же его не проведёшь на каждую улицу, ведь тогда оно будет возить воздух и тянуть бюджет на дно (дорого не только строить, но и содержать). Поэтому остаётся наземный общественный транспорт, который занимает одну полосу (3-4 м), но может везти 22 тысяч человек в час. Для сравнения, я немного повторюсь, одна автомобильная полоса в городских условиях переварит около 700 человек (максимум, как я писал выше, 1100).
![4 метра счастья 4 метра счастья](http://img-fotki.yandex.ru/get/3104/45077449.14/0_120dbe_6dc92346_XL.png)
Но как сделать наземный транспорт эффективным, чтобы он выигрывал конкуренцию у личных автомобилей, при условии, что своя машина всегда будет комфортее и что нельзя взять и запретить (времена то уже не те). Чтобы не получить трагедию общин, но заиметь улицы без пробок и счастливых горожан, наземный транспорт должен быть предсказуемым и не стоять в пробках. К примеру, за что все любят метро? За то, что поезда ходят быстро и можно распланировать свой маршрут с минимальным количеством отклонений - эти плюсы перебивают даже давки в час-пик, шум, духоту и рамки на входах.
Каков рецепт для автобусов, троллейбусов и трамваев, чтобы стать таким же надёжным? Минимальное влияние постороннего трафика, прямые маршруты и удобные интервалы (это, кстати, принципы новой модели Магистраль). Сделать это можно быстро и недорого, потребуется немного креатива с организацией движения, краски и камер, в итоге получаем это:
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c2.staticflickr.com/6/5585/29674353273_811fe961a4_b.jpg)
Стоит заметить, что не существует каких-либо автомобильных прав на проезжую часть или парковку, которые выдаются при рождении или покупки автомобиля. Это только вопрос эффективности, геометрии, экономики и политики. Город невозможно подстроить под личный автомобиль - все пробовали, ни у кого не вышло. Ещё пытались сделать города и для машин, и для общественного транспорта - тоже провал. Но чтобы город был удобен для жизни, работы, туризма и даже для тех, кому правда нужно ездить на автомобиле (за это придётся заплатить, но не временем, а деньгами), есть лишь один выход - делать эффективный общественный транспорт и развивать пешеходную и велосипедную инфраструктуры.
![4 метра счастья 4 метра счастья](http://img-fotki.yandex.ru/get/9829/165853463.38/0_cc20e_101190d5_XL.jpg)
В этом плане можно посмотреть на Лондон, который несмотря на развитую сеть метро, интегрированную в транспортную сеть города жд и многое другое, имеет отлично работающую сеть наземного транспорта. В этом плане они ушли далеко вперёд нас, несмотря на схожее население, ведь у них практически на каждой важной улице будут выделенные полосы, а наземный транспорт никогда не падал до роли подвозящего автобуса до метро.
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c7.staticflickr.com/9/8688/16946079086_b5344b2282_b.jpg)
Но вернёмся к нашим
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c5.staticflickr.com/6/5040/30038146892_4080fbb271_b.jpg)
обидно, что таких всего две
Если вернуться к выделенной полосе на Воздвиженке, то она, во-первых, хорошая, так как имеет минимум пересечений (двойная сплошная творит чудеса), во-вторых, даст возможность не стоять автобусам М2 в постоянной пробке на Знаменке, сбивая график, где каждый пассажир теряет в районе 30 минут (полчаса, Карл!), в-третьих, спрямить маршрут и сделать остановки в обоих направлениях на одной улице, а не играть с людьми в прятки "а как мне теперь уехать обратно?".
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c7.staticflickr.com/6/5541/30189351502_a62d70c8bc.jpg)
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c1.staticflickr.com/8/7514/30189353872_dc27b4b31a.jpg)
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c5.staticflickr.com/8/7551/30189354932_eb2f77981e.jpg)
И да, за счёт этого появятся остановки прямо рядом со станциями метро, сделав удобные пересадки. Место для этого уже есть:
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c8.staticflickr.com/9/8747/28085826303_9bd7413bd7_b.jpg)
Сейчас М2 возит в день примерно 15000 пассажиров, при том что маршрут ходит меньше недели, проектная же мощность - 30000. Только подумайте, сколько людей смогут экономить полчаса жизни, объезжая 700 м пробки! Дальше, вангую, будет так: уже сейчас пассажиры поедут быстрее -> общественный транспорт становится удобнее -> люди пересаживаются из личных авто в автобусы, которые не стоят в пробках -> меньше машин -> меньше пробок. Плюс эта выделенка позволит запустить экспресс из Можайского района до Китай-города, соединив быстрым транспортом синюю и оранжевые ветки, а также объединить М2 и М9, создав единый магистральный маршрут (думаете просто так они одним цветом выделены?).
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c8.staticflickr.com/9/8399/30105126615_48c6e0c4fd_h.jpg)
Осталось дождаться, когда выделенную полосу введут в работу, хотя схему можно начинать перерисовывать уже сейчас :)
Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо Департаменту транспорта, Мосгортрансу и всем причастным, за то, что отстояли такие грандиозные изменения в организации движения центре в этом году, вторая выделенка на Воздвиженке - приятный сюрприз под конец года. Хотя это не означает, что проблемных мест больше нет, но вектор развития и реальные действия впервые за долгие годы идут вровень - это радует. Так что ДТ стронг, а мы ждём новых выделенных полос, приоритетных перекрёстов, наземных пешеходных переходов и велополос.
PS многие спрашивали, как там автобусные проколы Садового кольца, которые были отключены ГИБДД. Видимо полицейским объяснили, что когда пробка до светофора и после, то это не вина светофоров, а общественный транспорт вообще имеет приоритет в городе. В общем, светофоры работают и это хорошо, но время от времени полицейские тянут фазы, отнимая время у пассажиров.
UPD от
![4 метра счастья 4 метра счастья](/images/main/4-metra-schastya-b58b3c.jpg?from=http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=142.3)
![4 метра счастья 4 метра счастья](http://ic.pics.livejournal.com/gre4ark/63842435/685466/685466_1000.jpg)
![4 метра счастья 4 метра счастья](http://ic.pics.livejournal.com/gre4ark/63842435/685606/685606_1000.jpg)
![4 метра счастья 4 метра счастья](http://ic.pics.livejournal.com/gre4ark/63842435/686014/686014_1000.jpg)
В прошлых сериях:
Транспортная революция в Москве: как теперь
поедет общественный транспорт в центре
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c4.staticflickr.com/9/8652/29708577971_f6fc5c35f9_b.jpg)
Как поехала Магистраль
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c7.staticflickr.com/6/5298/29901777430_2fd76e3136_b.jpg)
Подборка постов про городскую мобильность
![4 метра счастья 4 метра счастья](https://c2.staticflickr.com/8/7652/16732436787_61d0c0831f_b.jpg)
|
</> |
![](/media/images/top/preview/c5staticflickrcom6565330189362292_6e3e6721b3_b.jpg)