4 июня 1965 года или О предках наших и не наших
waspono — 31.08.2024
А 4 июня в “Комсомольской правде” появилась статья журналиста
Василия Пескова “Отечество”:“На столе у меня письмо. Пишет Ольга Юрьевна Д. из Рязани. “...Сын у меня не хуже других — начал работать, а сейчас и в школу вернулся в девятый класс... Написать я решила после вчерашнего разговора. Пришёл приятель Володи. Взялись чинить приёмник. Я прислушалась, о чём говорят, и вмешалась. “Родина, говорю, ребята, — это самое дорогое для человека”. А они засмеялись: “Родину, мама, сентиментальные люди придумали. Жить везде хорошо, где хорошо живётся. Везде солнце одинаково светит...”
Ночь не спала. Надо было объяснить ребятам что-то важное, но я не смогла и потому решила вам написать”.
Умное взволнованное письмо. У таких матерей дети, в конце концов, вырастают хорошими людьми. Но тревога у матери не напрасная. Что же такое Родина для человека?
Родина — это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолёт в небе и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина — это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело...
Полвека назад многие думали, что всё это лишнее. “Груз прошлого — вон с корабля!” В прошлом было действительно много такого, от чего в новом мире надо было избавиться. Но оказалось, не всё надо сбрасывать с корабля истории. В крутые годы войны мы призвали на помощь себе наше прошлое. “Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!” Нас вдохновляли эти великие имена! Прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых “катюш”...
Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. И рано утром с поезда пошёл на Красную площадь. Я слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Было такое чувство, что я сделал что-то главное в жизни... Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?
Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал это от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Пётр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: “Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию. “Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...” У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов, чья-то не известная мне мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...”
Песков писал не только о памятниках — он обращался ко всей истории Отечества, её незаменимости в воспитании подрастающего поколения. И это обращение своей тональностью и смыслом было поистине в тогдашнем времени (неумолимо переламывающемся, но этого перелома большинство ещё не ощущало) неким серьёзным нарушением “революционных приличий”... Мгновенно последовал ответ: по рукам в неучтённом количестве экземпляров пошло письмо “К вопросу о воспитании советского патриотизма” Ивана Михайловича Данишевского, адресованное “Комсомольской правде”.
Это была весьма примечательная личность. Родившийся в конце XIX века выходец из еврейской семьи, бывший эсер, ставший большевиком, заслуженный чекист, возглавлявший во время крымских расстрелов 1920 года (общее количество жертв приближалось к двадцати тысячам) “тройку” в Феодосии, сталинский зек, отбывший почти полтора десятка лет на Колыме, — он “накатал” вдохновенный текст, подобный “Не могу молчать!” У заслуженного во всех отношениях гражданина не выдержало ретивое: орган Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи выдвигает программу воспитания молодого поколения в “антиреволюционных” традициях... А тут ещё и вспомнилась частичная реабилитация отечественной истории при ненавистном Сталине... Ну, как можно было сдержаться и не заявить свой протест!
“Когда в связи с нападением гитлеровской Германии на Советский Союз ждали выступления по поводу войны, чего ждал от него весь мир? Ждали, что звериному национализму немецко-фашистских разбойников будет противопоставлено развёрнутое знамя революционного пролетарского интернационализма... Но... произошло нечто иное. Имя Ленина было упомянуто мельком. Главное же — в нафталине истории России, по архиреакционному царскому историку Иловайскому... была извлечена плеяда “наших предков”, достаточно респектабельных, чтобы быть противопоставленными “предкам” Гитлера... Одним таким выступлением, одним своим призывом “вдохновляться мужественным обликом” царских сатрапов перед всем миром было продемонстрировано стремление повернуть ход борьбы с классовых позиций на почву националистическую... Было бы неправильно утверждать, что знаменитый призыв “Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный облик наших великих предков — Александра Невского и т. п.” — вообще не сыграл никакой роли. Нет сомнения, что в нашей стране нашлись людские прослойки, для которых этот призыв звучал вдохновляюще. Но что это были за прослойки? У нас были и прослойки, искавшие вдохновения в годы войны в елейной проповеди в церквах. Нет сомнения, что и за рубежами нашей Родины внимательно прислушивались к такому манифесту страны, которой опасались как оплота, как глашатая совсем иных призывов, боевых, ещё не забытых со времён В. И. Ленина, со времён Великого Октября и гражданской войны. Многие за рубежом готовы были аплодировать такой смене призывов...”
С сожалением прерываю дословное цитирование этого замечательного документа, дальше идёт ещё много интересного — вплоть до почти забытых с начала 1930-х характеристик героев русской истории: “Суворов — крупный царский полководец-рабовладелец. Он прославился своим умением вести своих солдат-крепостных на смерть, на муки и лишения ради интересов своих угнетателей-рабовладельцев... по царскому приказу отдавал свой военный талант на кровавое усмирение восставшей Польши... Следует ли нам, строителям коммунизма, вдохновляться и вдохновлять других его “мужественным обликом”?.. А Кутузов был типичным генералом-крепостником... Для “народолюбца”-Кутузова вооружённый крестьянин-крепостной был опасен и страшен...” Упоминание Песковым о царапине на полу храма Василия Блаженного, “быть может, нанесённой посохом Ивана Грозного”, буквально вывело старого большевика из себя: “...Его нимало не волнуют и не интересуют не царапины царского посоха, а зарубки царских топоров, следы работы царских палачей на расположенном рядом месте массовых казней — “Лобном месте”...” (заслуженный чекист даже “Историю России в самом сжатом очерке” Покровского не удосужился как следует прочесть: Лобное место предназначалось для оглашения царских указов — смутьянов казнили на столь любимой нашими современными либералами Болотной площади). Выраженное Песковым сожаление о переименовании Охотного ряда в “проспект Маркса” ещё более повысило градус возбуждения ветерана: “Автор не может не знать, что Охотный ряд был логовом чёрной сотни, главной базой “Союза русского народа”, “Союза Михаила Архангела” и т. п. боевых отрядов верноподданных погромщиков. Само слово “охотнорядец” было синонимом тупого, заскорузлого мракобеса...”
А дальше — больше.
“Может быть, автор предложит восстановить старые “исконные” названия и других, обиженных революцией улиц и в Москве, и в других городах, а заодно и названия самих городов, таких как Екатеринослав, Елисаветград, Александрова, Петроград...? Послушать Пескова — всё это надо реставрировать, “немудрый” декрет Ленина — отменить, всех, “по ошибке” революции снятых царей, князей и генералов — восстановить на пьедесталах! Так, что ли?.. Церкви строились тогда не ради умиления будущих Песковых, а ради укрепления господства феодалов-крепостников, как оплоты мракобесия...”
Сергей Куняев. Вадим Кожинов.
Наш современник. номер 1 2021.
Это отголосок очень давней истории.
Вот какой:
Когда «Комсомольская правда» 4 июня 1965 г. напечатала нашумевшую статью В.М. Пескова «Отечество», в которой автор призывал к созданию добровольных обществ по охране памятников истории и культуры, возмущённый Данишевский направил в редакцию газеты и ряду друзей письмо, в котором заявил, что «коммунизму не нужны предки, ибо он сам без роду, без племени». Старый большевик был предельно резок: «Программа воспитания патриотизма, которую предлагает В.Песков, воспитания на умилении благолепием церквушек и малиновым звоном колоколов, на сохранении, а тем более на реставрации названий типа “Охотный ряд”, на возвеличивании и восхвалении царских сатрапов и канонизированных царями предков - эта программа подходила бы для дореволюционного патриотизма господствующих классов или для “патриотических” вздохов современных выродков из “перемещенных лиц” и “невозвращенцев”, из “власовцев”.» Это характерное письмо попало в самиздат и было опубликовано русской эмиграцией
Тепляков А.П.
Иван Данишевский: чекист, авиастроитель, публицист.
Вестник Томского государственного университета.
2012 год номер 360 стр. 94 -97.
Где, собственно (я про самиздат), я на эту полемику и набрёл :) .
Как видим, достаточно п о л я р н ы е ( :) ) лагеря убеждений стали складываться задолго до памятной дискуссии „Классика и мы“ :) (впрочем, если, не без оснований, не предположить, что противостояние существовало и прежде, даже ещё и до трёх русских революций … ).
Оснований сомневаться в твёрдости личных убеждений Данишевского у меня нет.
Что не мешает задаться интересным вопросом: строго буквально он имел право брать словосочетание "наши предки" в кавычки. Эти предки действительно были - не его :) . Но нашими-то предками они были, правда?
Линия, которую проводил Данишевский с единомышленниками, в случае полного её успеха оставила бы наш народ без истории. То есть - без корней. Полностью! Превратив в таком случае нашу родину в удобнейший момент манипуляций и … приватизаций. Что мы в 1993 году и наблюдали, увы ((( .
Какую сторону на баррикадах занял бы (тогда) Данишевский, если бы дожил? А это - не важно :) . Важно, что результат его публицистики вёл именно туда - к "русскому" списку "Форбс". Причём (удивительно, да? :) ) выясняется (теперь :) ), что предки (без кавычек :) ) у них тоже есть. Аж … в Португалии, как у Абрамовича. Только это на этот раз уж нам - не предки :) …
|
|
</> |
Проблематика роботов-арбитров в командных видах спорта
Как добавить королевский цвет в свой гардероб и выглядеть дорого осенью 2025?
Осенний этюд
О применении вихревой технологии Шаубергера.
5 ноября нов. ст. (23 октября ст. ст.) - Священномученика Владимира Амбарцумова
Октябрьские розы
Родной колхоз... Южная клумба
Неужели я тоже когда-то буду старой?..
Почему перед поездкой на Кубу лучше изучить отзывы: Неприятно удивляют сразу

