3Д-геморрой

Вот вам и "золотая пуля"... Оказывается, нихрена она не золотая, ибо процесс мало того что дорогой, но ко всему ещедолгий и сложный - гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И да...
Если мы делаем что-то методом 3Д-печати для судна (корабля), которое предназначено для плавания по морю - это одно. У нас не критичны требования по массе. Мы можем дать толщину материала (хотя это пропорционально и удорожает конструкцию) побольше, чтобы "задавить проблему массой". В авиации мы, очень сильно скрепя сердце, тоже можем увеличить толщину НЕКОТОРЫХ деталей, а также при проектировании посчитать последствия разрушения и так изменить конструкцию, чтобы их минимизировать.
Однако в ракетостроении это не так.
В ракетостроении мы НЕ можем увеличивать массу конструкции, чтобы застраховаться от дефектов, просто в силу того, что пользование ракетой и так штука дорогая, а каждый грамм, добавляемый к конструкции носителя - это золотой грамм, отбираемый у полезной нагрузки.
Таким образом, 3Д-печатные конструкции для ракет (и было бы хорошо чтобы и для авиации тоже) должны печататься не просто так, а особым образом, с особо строгим соблюдением процессов, с особо дотошной дефектоскопией. И кроме того, необходимо изучать поведение материала в процессе эксплуатации, по одной простой причине.
Аддитивный сплав - это и не сплав вовсе.
В плавке металлов мы имеем некую перемешанную массу, с более-менее равномерным химическим составом и одинаковой температурой. Изотропную расплавленную массу. Затем она заливается в форму, и там застывает. Причем литейщики знают, что процесс остывания отливки - это не просто так процесс, там имеет значение скорость остывания, свойства формы (и это тоже), равномерность температуры по всей массе металла...
И один хрен в отлитом металле могут быть дефекты - хотя исходя из анизотропности первоначального расплава им и взяться вроде неоткуда - а вот поди ж ты.
Аддитивная деталь формируется иначе. Каждая крупника такой детали сформирована ИНДИВИДУАЛЬНО. И потому обладает слегка отличающимися свойствами. Да, крупинок много, все это усредняется... Однако если условия эксплуатации детали таковы, что металл работает "на всю катушку", то любой дефект оказывается фатальным. Потому что любой дефект приводит к локальному разрушению конструкции, потере ее свойств в точке, и от этой точки, в силу перераспределения нагрузки, разрушение продолжает распространяться, и чем оно больше распространяется - тем сильнее деталь теряет свойства, и тем быстрее идет процесс разрушения...
Вообще говоря, свойства аддитивных сплавов еще очень плохо изучены. А тот факт, что КАЖДАЯ деталь ИНДИВИДУАЛЬНА в силу НЕПОВТОРИМОСТИ условий формирования (крупинки порошка легли не так, как минимум), здесь у нас одно сплошное белое пятно.
.
|
</> |