346. Ар-деко?


Стилистика будапештских дворов пребывает в полном соответствии с географическим положением, а то, в свою очередь, с ходом истории. Перешли через Дунай? Переправились на будайскую сторону?

Получите: первый же дом, двери которого оказались открытыми, даёт понять: времена сытой имперской эклектики кончились, праздник закончился, полдень миновал. И даже манерность ар-нуво уже в прошлом.

Ни розочек 1880-х, ни лилий 1900-х. Прямые линии, острые углы. Непрекрасная эпоха.

Даже удивительно, что сама структура дома с двориком ещё держится. Расшатываться она начала сразу с наступлением ХХ века.

Дворики стали выворачиваться наизнанку. «Семь ключей от Пешта». Будапешт, Fecit, 2021
Это держится.

Но детали возникают неожиданные. Эта розетка – снизу, у самого пола в подворотне.

Там же – алтарь неведомому богу. Ну а как ещё прикажете назвать?

Фасад. Строго, элегантно. Детали любопытны. Оконные проёмы сделаны не просто так, а ступеньками. Треугольных фронтонов над окнами уже нет, но «дом без бровей» – это было бы не по-будапештски. Поэтому – этакие каменные «занавески» на их месте. Линии карнизов, связывающие весь фасад по горизонтали. Балкон этот… А не Йожеф ли Ваго руку приложил? Он ведь двигался от птичек отеля Грешем через декоративную монументальность гимназии в Кёбанье к модернизму в чистом виде, штаб-квартиру ООН проектировал, а на соседней улице в 1934 году построил такое, что уже даже не конструктивизмом, а брутализмом хочется назвать…
Впрочем, я ничего этого не знаю: ни имени архитектора, ни точной даты. Не нашлось пока, не попалось.
P.S. А Йожефом Ваго надо бы заняться. Экскурсия, пожалуй, не получится – далеко по городу его постройки разбросаны. Но написать попробую.
Maros utca 22.
|
</> |