31 год назад. История про три гос.переворота

топ 100 блогов radmirkilmatov04.10.2024

Дело было осенью 1993 года. Мне было тогда 25 лет. Был я дурак-дураком, но симпатичным, пронырливым, потому учился, работал и оставалось время на всякую фигню.

О том, что вечером 21 сентября будет обращение Ельцина к народу, мы в редакции узнали за пару часов до эфира. Мы смеялись: «Папа опять нажрался! Папа будет чудить!»…

Неординарные выходки президента, его способность «отчебучить» и раздвинуть границы приличного – ни для кого не были секретом. Словно отвечая на этот вопрос, справа от Ельцина в кадре стояла чашка, из которой он во время эфира демонстративно отхлебнул, подчеркивая трезвость.

Редакция взорвалась хохотом. А президент, тем временем, зачитал указ, которым совершал государственный переворот, упраздняя российский Парламент. Тот самый Верховный Совет, который три года назад сделал из туповатого косноязычного свердловского номенклатурщика – главу государства. Словом, все было как в плохом кино про Африку… Но это происходило наяву и у нас... Второй путч раз за два года. Те, кто шутили про «Верхнюю Вольту с ракетами» - накаркали.

О том, что действия Ельцина означают государственный переворот – в Парламенте сказали сразу и открытым текстом. Однако о Парламенте не говорили по телевизору и почти не писали в газетах. И мысль про «государственный переворот» не получила резонанса в СМИ ни тогда — ни потом.

Прошедший в апреле того года референдум («да-да-нет-да») дал результат, который не устроил президента. Конфликт назначенного Президентом Правительства — с Парламентом — был в разгаре. Рубль летел вниз, экономика захлебывалась от инфляции, налоги были втрое больше сегодняшних.

Народ, три года назад поддерживавший Ельцина и светлое будущее, рынок и декоммунизацию — стремительно нищал.

Ельцин ничего не понимал в экономике. И в Правительстве у него сложнейшие экономические реформы проводила группа харизматичных подростков, рядом с которыми сидели уважаемые (столичными СМИ) импортные консультанты. Два раза в год Ельцин демонстративно перетрАхивал кабинет. На том его внимание к экономике на полгода затухало. И он возвращался в запой.

Эйфория по поводу Ельцина с 1989 года (после его избрания в Верховный Совет от Москвы с 91,5% «за» при явке 90%) уже потрепалась, но еще не закончилась.

В 1989 году я видел его на митингах, и как хунвейбин будущей Культурной революции – принимал участие в его избирательной компании. Был наблюдателем на выборах, агитировал прямо на участке и принимал участие в подсчете бюллетеней. Тогда и сейчас это было запрещено, но разве кто-то смотрит на закон, когда уверен, что правда на его стороне? Ректор МАИ лично отправлял нас на выборы — и щедро раздавал дополнительные пересдачи и академические отпуска.

За прошедшие 4 года Ельцин последовательно разрушал старую Систему. Его горячо поддерживали столичные (торговые и культурные) элиты — потому писали про него только хорошо, и все плохое, что происходило в стране — связывали с кем угодно, но только не с ним....

Я был законченном либералом и работал в редакции абсолютно либеральной газеты, которая была единственным СМИ, представителей которой пускали на все закрытые заседания Правительства. Мне довелось несколько раз бывать в Белом доме, когда там располагался Верховный совет. Совещания, на которых я присутствовал, предназначались для «порки» Правительства. Поэтому от правительства там присутствовали люди, менее всего виновные в бардаке, и часто даже не разделявшие «идей» либерализма.

При мне «реформаторов» там представлял Сергей Глазьев. Потом он окажется в оппозиции, а тогда в свои 36 лет он считался самым перспективным министром в правительстве Гайдара. И он там защищал гайдаровский курс, честно отрабатывая свое министерское кресло.

Там же я видел другого члена гайдаровского кабинета — Эллу Памфилову. Тогда ей было 40, выглядела она томной, привлекательной и поразительно бестолковой. Работала министром социального развития — то есть, не делала в том кабинете ничего — и обаятельно дремала на всех заседаниях. Удобный имидж — все всех устраивало.

На совещаниях в Белом Доме солировал один человек. Говорят, что власть портит любого человека, и большая власть — портит людей особенно сильно. Но на Востоке слабый иммунитет к Власти, потому там Власть портит людей особенно сильно.

Руслан Хасбулатов и до работы председателем Парламента был сложным человеком. А на высоком посту он вознесся к вершинам самолюбования и садизма по отношению к окружающим. 

Но его идеи — были еще более беспомощными, чем «реформы». То, что советская экономика к началу 90-х стала банкротом — еще было у всех на виду. Население не хотело возвращения «совка», терпело уже два года, и отчаянно верило, что настрадалось. Быть оппозиционером — сложное дело. Ельцин этого не смог. Не получилось у Хасбулатова. И не получается ни у кого после...

Вернусь в редакцию. Как и следовало ожидать, после объявления Указа о роспуске парламента – Ельцин куда-то исчез. Дел других было много. За несколько дней до Указа в Москве побывал Майкл Джексон — и сплетничать о Нем было поинтереснее.

«Запой» - комментировали журналисты… Об Указе стали забывать… Прошла неделя, шла вторая...

В начале октября снова назначенный Первым вице-премьером Егор Гайдар устроил в Доме журналистов встречу с лидерами российского бизнеса. Гайдар был всего лишь замом Черномырдина, но распределение ролей в том Кабинете было странным.

Формально «рулил» работой Черномырдин, все важные вопросы решались только через Ельцина. А тот, хотя по слухам и бухал с Черноомырдиным, слушал только американских консультантов, Гайдара и Чубайса.

То же самое, как сегодня на Украине. Когда туземное правительство в обмен на иностранные кредиты — жестко уничтожает экономику и страну.

В редакции никого из «топовых» журналистов не было, и на встречу с Гайдаром послали меня. За круглым столом сидели руководители крупных банков и бирж: Бендукидзе, Боровой, Смоленский, почему-то Немцов… Были все телеканалы. Гайдар произнес несколько дежурных фраз – и журналистов попросили выйти вон.

«Деньги будет просить», – шептались журналисты. Но просили не только деньги. Власть хотела поддержку деловых элит, и предлагала за это компенсацию, в виде таких кусков госсобственности, приватизировать которые старыми Законами не разрешалось: нефтянка, газ, металлургические комбинаты.

Согласитесь, когда какая-то сторона на переговорах хочет получить Власть над целой страной — ее партнеры имеют право требовать соответствующую компенсацию.

Мне приходилось видеть Гайдара раньше, а тогда я впервые увидел его совсем рядом, и не мог оторвать взгляд от рук. Так же дрожали руки у членов ГКЧП двумя годами ранее. Наверно, когда человек понимает, что Игра идет по крупному — сдают нервы.

Вид у него был омерзительным... Узкие и красные глаза с жестким и недобрым взглядом, тыквообразная голова, лысина в крупных каплях пота. Сложно представить более отталкивающего человека. Его ладошки были маленькими, дегенеративными, и казалось, они могли пролезть в советскую кефирную бутылку. Он тискал пальцами карандаш, карандаш выскальзывал, вице-премьер несколько раз поднимал его с пола, пропадая из видимости. И это впечатление сложилось еще до того, как он начал говорить, блеющим голосом, с неуверенными интонациями и причмокивая.

Короче, о чем-то «таком» они за закрытыми дверями и договорились.

Через два дня 4 октября группа странных вооруженных людей, открыто пошла через весь город – на штурм телецентра. Их возглавлял двинутый на голову идиот, на беду оказавшийся генералом и депутатом. «Забег скоморохов» показали по всем каналам — и с соответствующими комментариями. Именно этот юродивый кликуша (добровольно или поневоле) оказался главным провокатором и оправданием последующего развития событий…

В СМИ принято называть участников того пьяного марша к Останкино - «экстремистами». Хотя насилия с их стороны (в отличие от оппонентов) не было. Это была провокация для последующей зачистки.

Говорят, что во время «штурма» телебашни погиб один человек. Во время последующей атаки на Белый Дом погибло несколько сотен. Но «свободная российская» журналистика об этом не написала.

В ночь после потешного штурма с трибуны Моссовета Гайдар призвал простых москвичей выйти защитить Президента, демократию, реформы – и идти штурмовать Парламент. Уверен, что если бы простые москвичи понимали, к какому будущему их зовет Гайдар, толпа разорвала бы именно его… После Гайдара вышла Ахеджакова…

Актер может быть очень убедительным. Талант и мастерство артиста – сильней любого дзюдо, это такое же оружие, как топор или огнестрел. Но огнестрел запрещен, а политическое фиглярство нет. Хотя... за применение актерских навыков на простых людях – следует отвечать и наказывать… И самих актеров и членов их команд.

По Москве ходили слухи, что у Моссовета и у Белого дома — защитникам раздают автоматы.

Что до меня? Вернувшись из редакции в общагу, я рассказал о том, что происходило… Обещали раздавать автоматы? – задумчиво переспросил Пугач... На эконом-факе всегда были такие, кто глубже других понимают «бизнес»… Мои однокурсники были меня моложе, а в 20 лет парням интересен не столько «бизнес», сколько приключения вокруг него... я поступил в Универ еще при СССР, совершенно случайно скрыв первое высшее и пройдя вступительные.

Около 23 часов трое третьекурсников МГУ — оказались на Красной Пресне у ворот Белого дома… Там стояли декоративные баррикады из пустой тары, валялось много мусора, стояли «ряженые» в папахах… не более пары тысяч «защитников».

Был конец сухого бабьего лета. Отличная погода, народ прибывал и уходил, толпа гудела. На импровизированную трибуну на козырьке Белого дома выходили депутаты. Помню, как после призывов раздать защитникам Белого дома оружие, к микрофону подошел Сергей Бабурин. «Домой... – просто и кратко сказал он толпе. - Идите домой! В кого вы собираетесь стрелять? в своих братьев?» На нас его слова подействовали, мы ушли.

Но благородными мотивами власть не берут и не защищают... И наверно, в этом была слабость «защитников» Белого дома. Они были не способны противостоять — тем, кто не боялся замараться дерьмом и кровью.

Разжиться халявным оружием нам не удалось, и в два ночи мы вернулись в общагу… Наш рассказ вдохновил следующую группу на поход к Белому дому прямо с утра. Адреналин – он заразный… Поздней оказалось, что вместе с пацанами рано утром на Пресню выдвинулись и танки.

Парни вернулись спустя два дня.

Что произошло?

Они развернулись, молча спустили штаны до колен и задрали вверх рубашки.

Их спины, задницы и бедра - до колен были фиолетового цвета. Сплошная гематома с половину квадратного метра на каждом. Никогда ни до — ни после – я не видел синяков таких цветов и размеров.

Тем утром они передвигались с толпой зевак, несколько раз попали под обстрел и оказались в окружении ОМОНа. Толпу загнали на стадион, прикладами положили ничком, несколько часов били, по очереди выдергивая на допросы и возвращая на поле — под сапоги и приклады…

По описаниям — один-в-один, как на стадионе в Чили после переворота в сентябре 1973-го…

Но здесь был не Пиночет.

Это не было кино про латиносов.

Все было хуже, потому что было здесь и с нами.

Сколько было трупов? Один сказал, что только на его глазах застрелили несколько десятков, а на стадионе он видел не меньше сотни убитых. Другой просто молчал и кивал головой. Неужели армия не понимала, что она делает? Они были пьяными или... обдолбанными – ответил человек, который тоже до конца не понимал, что произошло, кроме того, что он вышел живым из ада…

Мне было стыдно, что я поневоле оказался провокатором, из-за которого свои же парни едва не попали под пули.

О том, что происходило рядом с Белым домом, я рассказал в редакции. Но в «Коммерсанте» эти свидетельства были не к месту.

Через несколько недель на выборах проголосовали за новый Парламент и новую Конституцию. Основной закон сварганили в рекордные сроки и приняли без обсуждения, без критики и поправок, с нарушением всех законов, норм и приличий.

Похожим образом колонизаторы спускают законы бестолковым туземцам. Так диктаторы делают законы — под себя…

На самом деле, Конституция — это не так важно. Важно то — как ее использует под себя Элита и Власть. Власть стала бесконтрольной. И если неадекватный Ельцин не мог распорядиться такой властью в полной мере — то те, кто пришел ему на смену — довершили начатое...

Времена были странные. Рисовать голосование тогда еще не умели. Выборы выиграла оппозиция, но никто не собирался ничего ей передавать. Выражением протеста стала только победа ЛДПР. «Россия, ты сдурела», – орал в прямом эфире ТВ прикормленный хунтой популярный публицист.

Но не Россия сдурела — охренела столичная элита… Комсомольская «вожаки» советских времен, перешедшие в коммерсанты, министерские чиновники, недавние «теневики», армейская верхушка - получили Власть, и с нею возможность присвоить жирные куски некогда общей собственности, которые были созданы несколькими поколениями.

Приватизация вступила в новую фазу. Пошла приватизация — того, что считалось стратегическим, и что никто раньше (подчеркнуто!!) не собирался приватизировать, в том числе, нефтянку и газ. Старые законы были «расширены» Указами президента. Экономика — окончательно устремилась в бандитский «разнос».

Тогда стали воровать, выводить деньги и собственность «под себя» - такими объемами, которыми никто, никогда и нигде в мире не воровал. Ни до этого времени — ни после. И у центральной власти, военной хунты и новых хозяев страны — окончательно снесло крышу.

Власть раздавала активы приближенным к себе мошенникам. Эта столичная элита, без социальных обязательств и настоящего понимания экономики — стала основой нового правящего класса.

Одной из задач новой власти стало убийство национальной промышленности. Были запущены программы массового банкротства предприятий ВПК, угольных шахт, перерабатывающей промышленности. Это часто было просто глупо. Но Власть так уничтожала любую оппозицию. И сильная промышленность была ей совсем не нужна. Сотни тысяч людей и так были без источников средств. А после путча целые регионы оказались поставлены перед полной безнадегой.

Это время не принято называть «Культурной революцией». Но будем честны— культурная революция выглядит именно так — и поддержавшие ее СМИ — были настоящими хунвейбинами.

Еще через три года прошли выборы президента. Сейчас Власть публично признала, что их итоги были сфальсифицированы. В ходе тех выборов Власть проводила беспрецедентные махинации с черным налом. Публичным доказательством преступности стала пресловутая «коробка из-под ксерокса», из-за которой сняли не попавшихся с нею жуликов, а «силовиков». 

Хотя, это были те лица, которые расстреляли Белый Дом — так что, наверно, и поделом...

Тогда за пять лет мы стали свидетелями трех государственных переворотов в стране. И до сих пор делаем вид, что ничего не произошло. Хотя- существующий развал систем образования, медицинского обслуживания, социальных гарантий, науки — оттуда.

Наверно, президент оставался честным человеком. Ведь его постоянный запой и самоуничтожение – были обычной человеческой реакцией на свое отражение в зеркале. Оказавшись предателем и полной мразью, человек пытался забыться, спивался — и все больше терял человеческий облик.

Почему московские элиты сделали ставку на него? Наверно, потому что он был харизматичным недотепой. Он призывал к социальной справедливости — и этим увлекал людей за собой, и сам (возможно, даже искренне) верил в это. Он связался «не с той» компанией — и проиграл. И стал символом уничтожения Мира, порядка и справедливости — как их сегодня понимает народ.

Дело не в Законах, не в словах, а в конкретных делах, которые ежегодно делали жизнь населения все хуже. В конце- концов, ведь совсем не при Ельцине произошла приватизация земли (2002) и развал колхозов, приватизация энергетики и вывод ее в офф-шоры (2005), стремительный рост цен на энергоносители и ЖКХ, идиотские реформы (2009-2010) пенсионного обеспечения, милиции и армии...

Коррумпированная судебная система, аморальная регрессивная налоговая система, развал медицины, уничтожение системы образования, провальная бюджетная и банковская политика… С другой стороны, сегодня есть места, где намного хуже.

Через несколько лет, нажравшись «рынком» я уехал из страны, чтобы поменять страну. Через пять лет вернулся — потому что нельзя обменять родину, как меняют деньги. 

Ельцин правил страной 8 лет, его преемник 25, так что глупо все списывать на Ельцина. Хотя власть — это не один человек, а всегда «несколько башен». Нынешняя власть делает вид, что не понимает «социальных обязательств», и если тоскует о СССР — то только о внешней упаковке, не вспоминая про сложные социальные институты и ограничения, на которых держалась и развивалась та система.

СССР ведь это не набор букв, а система, где элиты (в отличие от современных) вынуждены были себя ограничивать. Суть Власти – не просто изображать из себя Власть. Смысл Власти – в том, чтобы управлять экономикой, готовить кадры, медиков, инженеров, учителей, развивать социальные программы для населения. Ведь если этого не делается — то есть ли разница: между властью и оккупацией?

Телевизионные эфиры того дня... осторожно... можно блевануть...

Лия Ахеджакова 4 октября 1993 г. - YouTube

Эволюция подлости. Вурдалаки Останкино в 1993 (youtube.com)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все-таки "Вестник бури" и Семин правильно делают, что выпускают подобные ролики, и правильно делают, что жестко высмеивают мракобесов. Представьте следующую ситуацию. Живет себе молодой человек, может быть студент. (Примечание: или девушка. Везде, где я упоминаю "молодого человека" и ...
Купаться пацаны с Двеначика обычно ходили на Выработки, где раньше агаповские строители мыли песок. Километров десять по прямой и тут тебе, прямо за Мохнатой горой и уютные неглубокие заводи и тёплый песок и ровные площадки, где можно поиграть в мяч или развести костёр и испечь ...
Во вторник с космодрома Куру во Французской Гвиане должен был состояться запуск ракеты  Ariane 5. На ее борту находились спутники связи Intelsat 37e и BSat-4a. Все шло по плану. Установленный на борту первой ступени двигатель Vulcain 2 был успешно включен. Через семь секунд после ...
Как-то всё сумбурно. ...Тэтчер умерла. ...Путину показали сиськи. И они, ему даже понравились, т.к. потом сам признался,  что не разглядел хозяек сисек – блондинки, брюнетки, рыжие – не знает. Понятно,  кудой смотрел. Тут еще много, кто не видел: ...
...